Скучно не будет

28 Января 2018

Скучно не будет

Накануне Нового года в Театре имени Андрея Миронова состоялась премьера водевиля «Соломенная шляпка». 166 лет назад это самое известное сочинение французского комедиографа Эжена Лабиша впервые было поставлено в России и с тех пор почти не сходит со сцены.

Многие поколения зрителей смеялись над забавными приключениями молодого парижанина по имени Фадинар, чья лошадь съела оставленную без присмотра дамскую шляпку «из итальянской соломки», и он, чтобы возместить ущерб, вынужден в день своей свадьбы мотаться по городу в поисках такой же шляпки. Особую популярность этой комедии у отечественного зрителя прибавила ее киноверсия 70-х годов, где главную роль сыграл Андрей Миронов. Неудивительно, что новую постановку театр, носящий имя великого актера, посвятил его памяти.
Театр не кино. Ничего, что на сцене зрители не увидят панорамы парижских улиц и мчащихся по ним карет, а живых лошадей заменят деревянные. Тому, кто придет на спектакль, даже если он знаком с водевилем Лабиша по кинофильму, скучно не будет.
Режиссер-постановщик спектакля Вадим Милков-Товстоногов, художник Елена Дмитракова, балетмейстер Гали Абайдулов вовлекают нас в озорную игру, полную театральной условности и рассчитанную на живое воображение зрителей. Небольшое пространство сцены с помощью немногих атрибутов превращается то в улицу или площадь, то в интерьер жилого дома, модной лавки или великосветского салона. Изящный двухъярусный павильон-ротонда в центре сцены оборудован дверьми, выпускающими на сцену или скрывающими персонажей водевиля. Благодаря этому картины сменяются мгновенно и сюжет разворачивается стремительно и динамично. Постановщик охотно прибегает к гротеску и не стесняется буффонады, такой, как фонтан слез из глаз рыдающей невесты или лошадиное ржание из уст итальянского тенора вместо ожидаемого «бельканто». Актеры не боятся преувеличенных эмоций и жестов, буквально купаются в тексте (перевод М. Гальперина), выразительно и в меру своих вокальных возможностей исполняют куплеты, разученные под руководством концертмейстера Александра Кагана. Музыка Николая Шереметева, заимствованная из старого спектакля Театра имени Вахтангова, как и подобает в водевиле, носит служебный характер и не слишком запомнится зрителям, но это музыка хорошего вкуса, она создает настроение и во многом определяет ритм спектакля. Музыканты квартета «Лабиш» открыты зрителям и являются полноправными участниками зрелища.
В спектакле много действующих лиц. Перед зрителями проходит целая галерея ярко и метко очерченных представителей разных слоев общества. На нижнем этаже социального здания находим слуг, флиртующих друг с другом Жоржетту (П. Бахаревская, А. Щедловская) и Феликса (К. Красиков). На верхнем этаже расположились аристократы маркиза и виконт де Шампиньи (О. Феофанова и Р. Ушаков), к которым героя привел поиск шляпки. Именно баронесса некогда подарила своей племяннице Аспазии (И. Волгина,
Е. Свиридова) ту самую злополучную шляпку, что стала жертвой проголодавшейся лошади. Аспазия замужем за пожилым господином Бопертюи (Р. Фурманов), которому в водевиле назначена традиционная роль доверчивого рогоносца: молодая жена изменяет ему с темпераментным военным (М. Драгунов). Большинство персонажей водевиля принадлежит так называемому «среднему классу». Это прежде всего главный герой ветреный Фадинар (И. Ходырев) и его юная, очаровательная и наивная невеста Элиза (А. Русакова); их ближайшие родственники: отец невесты провинциальный садовод Нонанкур, приготовивший в подарок новобрачным миртовый куст (Н. Смирнов, Н. Дик); добродушный глуховатый дядюшка Везине (О. Куликович, С. Дьячков); нелепый Бобен, кузен Элизы, ревнующий ее к жениху. К тому же сословию относятся бывшая возлюбленная Фадинара модистка Клара, ее смешной бухгалтер и по совместительству солдат национальной гвардии Тардиво
(Н. Данилов). Всем персонажам водевиля отпущена изрядная доля иронии, благодаря которой он становится «комедией нравов».
В оригинальной версии «Соломенной шляпки» пять актов. В. Милков-Товстоногов «переформатировал» пьесу в двухактный спектакль, более привычный нашей эпохе «уплотненного времени». Будь в распоряжении Фадинара Интернет и мобильный телефон, поиск шляпки оказался бы намного короче и менее увлекателен. Лошади как транспорт давно исчезли с городских улиц, а юмор Эжена Лабиша по-прежнему сохраняет свое обаяние. Соломенные шляпки, кстати, тоже пользуются вниманием современных модниц.
Анатолий ОРЕЛОВИЧ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~WxXDK