Сериал — с близкого расстояния

4 Января 2018

Сериал — с близкого расстояния

«Любите ли вы смотреть сериалы?» — вопрос как будто даже неприличен. Их смотрят, правда, по-разному: кто-то — любые по телевизору, а кто-то отыскивает в Интернете пусть и не столь широко известные, зато подходящие именно ему. Ануш Варданян предложила слушателям очередной лекции из цикла «Эпоха просвещения» свой взгляд «с близкого расстояния».

Все более очевидно, что сериал сегодня перестал был просто развлечением — он превратился в экспериментальную лабораторию. В сериалах тестируются все стороны нашей действительности — традиционные ценности, жизненные стратегии, философия бытия. В них моделируются новые конструкты общества, появляются герои, которые в обычных фильмах оказывались бы маргиналами. Наконец, в них возникают неожиданные жанровые сочетания, меняется экранное пространство, происходит апробация кинематографических приемов: режиссеры находят интересные формы и ракурсы разговора со своим зрителем.
Основные причины этих изменений связаны с появлением новой элиты, которую американский писатель Дэвид Брукс окрестил «бобо» — богемной буржуазией. Ее представители не просто успешны, они — неординарные творческие личности. Комфорт для них неотделим от свободы, качество важнее бренда. Любая заурядная вещь, к которой они прикасаются, становится предметом искусства, модным трендом.
Не менее важным фактором стала цифровая революция, намного упростившая как процесс создания фильмов, так и их распространение. Третьей причиной перемен Ануш считает ощущение нестабильности мира, тревогу, побуждающую людей к исследованию опасных ситуаций и поиску выхода из них. Поворотной точкой стала атака на башни-близнецы 11 сентября 2001 года.
Отныне режиссеров интересуют персонажи, нарушающие общественный договор, — те, с кем зритель не может ассоциировать себя, но к кому он начинает приглядываться, становясь фактически соучастником их действий. Авторы сериалов безжалостны и неполиткорректны. Впрочем, это относится только к западным фильмам. В России кинопроизводство существует лишь в двух городах, а его финансирование — только в одном из них. Мы видим отсутствие тем и ограничение двумя жанрами: мелодрамой и детективом, также сползающим в мелодраму.
Евгения ЯРОСЛАВСКАЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~twa67