Саратовские страсти по Италии

1 Ноября 2017

Саратовские страсти по Италии

В Саратове прошел юбилейный, тридцатый по счету Собиновский музыкальный фестиваль. Инициатором и неизменным артистическим директором фестиваля является художественный руководитель и главный дирижер Саратовского академического театра оперы и балета Юрий Кочнев.

Музыкальную направленность фестиваля определило его название — «Образы Италии». Фестиваль открылся симфоническим концертом, в котором в исполнении оркестра театра под управлением Юрия Кочнева прозвучали такие разные по характеру произведения, как увертюра Россини к опере «Итальянка в Алжире», Четвертая («Итальянская») симфония Мендельсона, увертюра Берлиоза «Римский карнавал» и симфоническая поэма Респиги «Пинии Рима».
Старт фестивалю дал балет Прокофьева «Ромео и Джульетта». В главных партиях спектакля, представляющего собой лаконичную версию хореографического оригинала Леонида Лавровского, выступили солисты Мариинского театра —
маститый Евгений Иванченко и непосредственная, внешне напоминающая девочку Рената Шакирова, создавшая исполненный обаяния и внутреннего тепла образ Джульетты.
Центральное место в программе фестиваля заняли произведения Джузеппе Верди. В исполнении «Реквиема» под управлением Юрия Кочнева наряду с солистами, хором и оркестром театра приняли участие руководимые хормейстером Людмилой Лицовой Губернский театр хоровой музыки и академический хор студентов Саратовской консерватории. Впечатлили слаженность и динамическая сбалансированность ансамблевого звучания. Запомнились мощное, насыщенное звучание ровного во всем диапазоне сопрано солистки Самарского оперного театра Татьяны Гайворонской и ее проникновенное пиано в заключительной части «Реквиема», яркая экспрессия меццо-сопрано Светланы Курышевой, мягкая певческая манера лирико-драматического тенора Ильи Говзича, богатство тембра баса-кантанте Виктора Куценко.
На фестивале были представлены три вердиевские оперы, дирижером-постановщиком которых является Юрий Кочнев. Осуществленная в 1993 году постановка «Травиаты» абсолютно традиционна, зато «Риголетто» 2001 года — типичный и к тому же один из редких на провинциальной сцене того времени примеров оперного постмодерна. Молодой московский режиссер Дмитрий Белов перенес действие оперы в современный интерьер то ли цирка, то ли кабаре, по ходу действия реальные события перемежаются с фантасмагорией.
Главным событием фестиваля стала премьера Аиды».
По степени приверженности к эстетике постмодерна этот спектакль ничуть не уступает местному «Риголетто». Режиссер-постановщик «Аиды» Георгий Исаакян, художественный руководитель Московского детского музыкального театра имени Н. Сац — мэтр оперной режиссуры, виртуозно владеющий широчайшим спектром режиссерских приемов.
По Исаакяну, события саратовской «Аиды» разворачиваются в наши дни. Явных указаний на конкретное место действия практически нет, и только броские картинки с пальмами и голубой водной гладью, возникающие иногда на заднике сцены, рождают ассоциации с некими африканскими пределами. В то же время документальные черно-белые кинофрагменты реальных эпизодов военных действий и воинских парадов, которые демонстрируются по ходу действия на экране, могли быть засняты на любом континенте.
В либретто «Аиды» Исаакян увидел много схожего с культовым антиутопическим романом «1984», автор которого, Джордж Оруэлл, нарисовал убийственную картину тоталитарного государства недалекого будущего. Как и в этом романе, в спектакле Исаакяна на сцене постоянно присутствует зловещее недремлющее око «большого брата», от которого нигде и никому, включая сидящих в зале зрителей, не скрыться.
Режиссерскому замыслу Исаакяна полностью соответствуют сценическое оформление спектакля и костюмы персонажей, выполненные его постоянным партнером санкт-петербургским театральным художником Вячеславом Окуневым.
На протяжении всего спектакля на сцене преобладает мрачная монохромная цветовая гамма, царит гнетущая атмосфера безысходности и насилия над личностью. Все персонажи, за исключением нескольких главных, внешне подчеркнуто безлики и облачены либо в одинаковое зэковское одеяние, либо в военную униформу.
Музыкальный уровень премьерного спектакля был на высоте. Дирижер-постановщик «Аиды» Юрий Кочнев вел спектакль, как всегда, уверенно, в присущем ему волевом ключе. Исполнители, а это прежде всего Ольга Кочнева — Аида, Марина Демидова — Амнерис, Илья Говзич — Радамес, Виктор Григорьев — Царь, Виктор Куценко — Рамфис и Роман Гранич — Амонасро, достойно справились со своими вокальными партиями, хотя практически всем хочется пожелать большей эмоциональной отдачи и драматической, чисто актерской выразительности.
Свой традиционный сольный концерт, который неизменно проходит в дни Собиновского фестиваля, любимец саратовской публики солист оперного театра народный артист СССР Леонид Сметанников посвятил 145-летию со дня рождения Леонида Собинова. Разменявший восьмой десяток знаменитый певец продемонстрировал великолепную вокальную форму и неувядаемое исполнительское мастерство.
Жюри Конкурса вокалистов, неизменным председателем которого является Юрий Кочнев, на сей раз вынесло вердикт в пользу женской половины участников. Первая премия у солистки Ростовского музыкального театра сопрано Марии Суздальцевой, ей же выпал приз зрительских симпатий. Вторая премия у солистки Нижегородского оперного театра сопрано Натальи Кучиной, Третья премия досталась приглашенной солистке Большого театра меццо-сопрано Виктории Каркачевой.
Валерий ИВАНОВ

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~18l0g