Порыв к идеалу

26 Апреля 2017

Порыв к идеалу

Фортепианный вечер «Роберт Шуман. Играет лауреат международных конкурсов Николай Мажара», прошедший 6 апреля в Малом зале филармонии имени М. И. Глинки, привлек особое внимание музыкантов. Н. Мажара известен как талантливый композитор, активно работающий в разных жанрах. Выпускник Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции А. Д. Мнацаканяна и классу фортепиано Э. В. Базанова, он преподает в консерватории на кафедре композиции, является штатным пианистом Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. В 2008 году за Концерт для фортепиано с оркестром № 3 он удостоен звания лауреата Международного конкурса композиторов имени С. С. Прокофьева.

Среди современных российских композиторов было и есть немало превосходных пианистов. Напомню Бориса Тищенко, Родиона Щедрина, Андрея Эшпая, Юрия Корнакова, Вадима Бибергана. Но обычно композиторы-пианисты исполняют лишь свои сочинения и не играют, к примеру, Моцарта или Чайковского. Мажара много играет классической музыки в камерных и симфонических концертах, а вот с сольной программой в родном городе выступает нечасто. Неудивительно, что клавирабенд Мажары в МЗФ вызвал повышенный интерес и в зале было немало его коллег из консерватории и Союза композиторов.
Репертуар Мажары огромен: от Баха, Бетховена, Равеля, Глинки, Рахманинова до Стравинского, Прокофьева, современных отечественных и зарубежных композиторов.
По признанию пианиста, Шуман — один из самых его любимых композиторов. Романтик и смелый новатор Шуман —
лакмусовая бумага для пианистов. Его музыка, особенно в формате клавирабенда, непроста и для слушательского восприятия.
Мажара логично выстроил программу, позволяющую слушателю не ослаблять внимание в вихре страстных и нежных чувств, порывов и медитаций, не терять нить музыкального развития в фантастическом калейдоскопе образов и масок. В первом отделении концерта прозвучали два сочинения из разных периодов жизни Шумана. «Карнавал» (1835) поведал о дерзновенных порывах молодости. Последнее, редко исполняемое сочинение 1854 года «Тема с вариациями» (посвящено Кларе Шуман) знаменовал закат жизни, светлую печаль расставания с любимыми. Тему композитор услышал во сне в ночь на 18 февраля, а 4 марта его поместили в лечебницу для душевнобольных, откуда он уже не вернулся.
Во втором отделении концерта Мажара сыграл два вершинных сочинения Шумана 1838 года: «Детские сцены» и «Крейслериану». Оба цикла навеяны страстной любовью к Кларе Вик, тогда еще его невесте, и раскрывают богатство духовной жизни композитора. Сочиняя «Детские сцены», Шуман написал Кларе: «Я часто думаю, что ты <…> слишком мало обращаешь внимания в музыке на задушевное, просто приятное, безыскусственное. Тебе более всего хочется сразу грозы и молнии и всегда только нового, небывалого. Имеются также старые и вечные состояния и настроения, которые нами владеют. < …> При помощи нескольких “Детских сцен” я тебе все это лучше докажу».
Композиторское мышление и слышание музыки позволили Мажаре драматургически выстроить программу концерта как сонатно-симфонический цикл, без суетности и излишних аффектов представить «своего», неповторимого Шумана. Стремительный калейдоскоп ярких образов «Карнавала» был подобен сонатному аллегро. Тема с вариациями воспринялась как медитативное анданте, а «Детские сцены» игривостью и улыбчивостью напомнили скерцо. Динамичная, эмоционально напряженная «Крейслериана» выполнила роль финального аллегро.
Импонирует исполнительская манера пианиста — внешне сдержанная, но внутренне страстная, темпераментная. Фортепиано звучало как идеальный симфонический оркестр, радуя богатством тембровой палитры. Многослойная полифоническая фактура и прихотливая ритмика шумановской музыки воплотились в волнующие диалоги «поющих» голосов.
Слушая Шумана в интерпретации Мажары — пианиста нового поколения XXI века, невольно вспоминаешь актуальные и поныне слова П. И. Чайковского: «В музыке Шумана мы находим отголосок тех таинственно глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека».
Лариса КАЗАНСКАЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~qD1Eo