Панорама вокального жанра

30 Ноября 2017

Панорама вокального жанра

Подлинной антологией камерно-вокальной лирики Вадима Давидовича Бибергана стал концерт к 80-летию композитора, состоявшийся в Санкт-Петербургском Доме композиторов.

Прозвучали сочинения разных лет, позволяющие увидеть развитие вокальной лирики в творчестве Бибергана, его образные доминанты и поэтические предпочтения. Программа концерта охватывала диапазон от первых циклов — «Три романса» для тенора и фортепиано на стихи Михаила Лермонтова (1964 г.) и «Восьмистишия» для баритона и фортепиано на стихи Расула Гамзатова (1965 г.), созданных еще в аспирантскую пору и уже свидетельствующих о даровании и мастерстве молодого автора, до произведений 2000-х годов — дуэта «Это было весной» (стихи А. Блока), романса «Приходи на меня посмотреть» (стихи А. Ахматовой), дуэта «Красный кораблик» (стихи А. Дольского). Последняя треть ХХ столетия была представлена циклом «Из монгольской лирики» для сопрано и фортепиано (1972 г.), знаменитыми «Фанфарами» для дуэта и фортепиано на слова из английской народной поэзии и Роберта Бёрнса (1982 г.), «Висимскими песнями» для сопрано и фортепиано на народные слова (1987 г.), песней «Черемуха» на стихи Давида Лившица (1972 г.), дуэтом «Звуки» на слова Николая Огарёва (1977 г.) и т. д.
Несмотря на масштабную временную панораму (почти в полвека!), во всех произведениях обращает на себя внимание редкое для современной музыки качество: особая роль мелодической линии, прежде всего в вокальной партии, причем мелодики с ярким интонационным зерном и неповторимым рельефом. Вокальная лирика Бибергана словно доказывает, что и в современной музыке ее величество мелодия может определять облик произведения с «его лица необщим выраженьем», что интонация может быть на редкость запоминаемой, а все остальные изыски композиторского письма являться лишь обрамлением к неповторимому мелодическому образу. Причем это не зависит от жанра — будь то академический лермонтовский цикл, или характерные сценки на стихи Бёрнса, или песни и романсы из киномузыки («Романовы. Венценосная семья», «Дым», «Человек, которому везло», «Мать» и др.), по существу, представляющие собой так называемое «третье направление».
Широк поэтический спектр лирики Бибергана, с явным преобладанием классики и народного слова. Именно поэзия, ее стиль диктуют свою особую манеру высказывания, которая определяет и жанр, и интонационный абрис, причем без стремления к мелочной стилизации, без нивелировки своей, авторской ноты. Так, в гамзатовское «Восьмистишие» или цикл из «Монгольской лирики» вкрапливается национальная восточная интонация; яркий русский колорит, влияние жанрового многоцветья русского деревенского фольклора, его исполнительских приемов характерны для «Висимских песен». При этом везде присутствует самобытность, несмотря на множество выдающихся вокальных произведений в духе «неофольклорной волны». Музыка «Висимских песен» их не повторяет.
Особым обаянием отличаются миниатюры, созданные в духе русского лирического бытового романса, обычно связанные с киномузыкой. Но рождение этих задушевных высказываний обусловлено не только видеорядом и сюжетной канвой сценария, но и тем поэтическим тоном, который задает поэзия Александра Блока, Анны Ахматовой или современной поэтессы Майи Никулиной. И здесь еще раз хочется повторить, что, развивая традиции, Биберган не повторяет своих предшественников, а открывает свое выразительное пространство. Взять, к примеру, цикл «Фанфары». Казалось бы, после романсов Дмитрия Шостаковича на стихи поэтов Великобритании и бёрнсовского цикла Георгия Свиридова можно ли создать что-либо художественно равноценное на стихи Роберта Бёрнса? Однако цикл Бибергана своеобычен и по психологической глубине, по острой характеристичности, по метким портретным зарисовкам не уступает своим предшественникам.
Безусловно, неповторимость вокальной лирики В. Д. Бибергана и успех концерта не были бы столь явственны без исполнительского ансамбля в лице Елены Иготти (сопрано), Петра Гайдукова (баритон), Владимира Гуревича (фортепиано) и Камерного оркестра народных инструментов под руководством Виктора Акуловича. Особо следует отметить, что в «Восьмистишии» на слова Расула Гамзатова партию фортепиано исполнил автор. Здесь Вадим Давидович Биберган предстал как замечательный пианист.
Галина ОВСЯНКИНА

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~lymYv