Наслаждение чистой красотой искусства

14 Июня 2017

Наслаждение чистой красотой искусства

В череде фестивалей, проходящих в Санкт-Петербурге (ежегодно более 300!), Международный музыкальный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» занимает особое место. В этом году ему исполнилось 25 лет! В начале 90-х для России вновь растворилось «окно в Европу», в большой мир, открытый для культурного сотрудничества. Но это было и не самое простое время для осуществления крупных международных проектов.

Юбилейная дата позволяет выразить искреннее уважение и восхищение художественному руководителю фестиваля, заслуженной артистке России Марии Сафарьянц. Потомственная петербурженка, талантливый музыкант и организатор, она все эти годы с неиссякаемой творческой энергией развивает идею фестиваля, столь точно совпадающую с культурным кодом европейской столицы России — «города дворцов», отмеченного имперским величием.
Петербургские дворцы являлись центрами культурной жизни, в них процветали драматические и музыкальные театры, проходили балы-маскарады, придворные концерты, превращавшиеся зачастую в поединки знаменитых виртуозов. Музыкальная жизнь Петербурга XVIII–XIX веков — это непрерывный диалог европейской и русской культур, благодаря которому сложился особый стиль русской архитектуры, живописи, музыки, литературы.
Международный статус фестиваля в данном случае не формальность, не просто география участников, а содержательная категория, соответствующая природе мультикультурного своеобразия Северной столицы. Роскошные дворцовые пространства, открытые для фестивальных событий, наполненные музыкой, открывают возможность петербуржцам и гостям города перенестись на несколько веков назад, ощутить великую гармонию искусств, сплетающихся здесь в единое целое.
31 мая XXV фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» открылся в Гербовом зале Зимнего дворца концертным исполнением оперы Пьетро Масканьи «Сельская честь» с участием итальянских и российских музыкантов.
Программа концерта 3 июня «Легенда о Фаринелли» перенесла нас в эпоху музыкального барокко, идеально сочетаясь с архитектурой и интерьерами Тронного зала Екатерининского дворца в Царском Селе. Имя великого певца-кастрата XVIII столетия — символ «золотого века» итальянской оперы, ставшей первым жанром развлекательного искусства, не только фантастически популярным, но и интернациональным, завоевавшим всю Европу.
Просветительский дух фестиваля невольно побуждает «путешествовать» по лабиринтам культурной истории города. Так, в связи с темой программы вспомнился любопытный сюжет из книги Э. Хэриота «Кастраты в опере». Автор знакомит с автобиографией Филиппо Балатри, итальянского сопраниста, который в 1691 году попал в Россию по воле
Петра I, поручившего князю Голицыну набрать в Италии певцов для русского двора. «Пётр, великий царь, — пишет певец в своем необычном по стилю повествовании, — повелевавший Скифией, хотел оплодотворить Московию науками и изящными искусствами и искал людей, хорошо разбиравшихся в подобных вещах… Этот монарх был очень добр и снизошел до того, что назвал меня сыном».
В заглавии концерта имя Фаринелли является, с одной стороны, знаком эпохи барокко, с другой — указывает на участие в нем контратенора.
Гость фестиваля американский певец Дэвид Дэниелс начинал свое обучение как тенор, но впоследствии в Мичиганском университете под руководством педагога Джорджа Ширли стал контратенором. В одном из интервью он говорит: «Тринадцать лет назад, когда я учился, я был исключением, люди учились только на теноров-басов-баритонов, а сейчас подготовка контратеноров поставлена на поток, в каждом учебном заведении хоть один да учится».
В концерте Дэвид исполнил арии из опер любимого им Генделя «Роделинда», «Юлий Цезарь в Египте» (в последней он дебютировал в 1999 году на сцене Метрополитен-оперы).
Уже в первой арии Бертаридо из оперы «Роделинда» отчетливо слышались особенности певческой манеры Дэниелса —
матовость тембра, отсутствие сверкающего, звенящего блеска в исполнении виртуозных фиоритур. Историк музыки
Э. Панцакки писал, что голос кастрата «льется и льется, светло и непринужденно, подобно голосу жаворонка, порхающего в небе и опьяненного собственным полетом». Голос американского контратенора не вызывает подобных ассоциаций, он более мужественный, несколько глуховатый, особенно в переходном регистре, но смело и целеустремленно справляющийся с техническими виртуозными задачами.
Своеобразно окрашенное пение Дэвида Дэниелса убедительно звучало в сочетании с ярким тембром и эмоциональной палитрой солистки Большого театра Яны Иваниловой в дуэтах Цезаря и Клеопатры из оперы Генделя «Юлий Цезарь в Египте», Поппеи и Нерона из оперы Монтеверди «Коронация Поппеи», а также в виртуозной Sound the trumpet Пёрселла.
Предваряя выступление Дэвида Дэниелса, Мария Сафарьянц отметила, что за время существования фестиваля в нем принимали участие американские музыканты, являющиеся первыми лицами мировой оперной сцены (Рене Флеминг, Сондра Радвановски, Лоуренс Браунли, Николь Кабелль, Стивен Костелло), и добавила: «Во времена политических разногласий особую важность приобретают культурные мосты».
Еще несколько слов хочется сказать о певице Яне Иваниловой — обладательнице прекрасного сопрано. Она любима в Северной столице и является давним другом фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга». Ее исполнительский репертуар практически безграничен и барочная музыка в нем тоже представлена. Нежная женственность облика Яны Иваниловой неожиданно сочетается с глубиной тембра, мощью ее голоса, широкой кантиленностью и высоким эмоциональным градусом чувств, столь характерным для русской певческой школы. Органичная склонность певицы к сильному, страстному переживанию «по-русски» проявилась в знаменитой арии Альмирены из оперы Генделя «Ринальдо». Яна Иванилова была прекрасна в исполнении этой неизменно волнующей музыки. Но, на наш взгляд, ей несколько не хватило характерной для барокко террасной динамики, обычно используемой в конце арии, которая, без сомнения, усилила бы художественное впечатление.
Симфония-кончертанте Гайдна для гобоя, фагота, скрипки и виолончели с оркестром внесла элемент стилистического разнообразия в программу барочной оперной музыки. Высокий уровень исполнения продемонстрировал постоянный участник фестиваля Международный симфонический оркестр «Таврический» (дирижер Михаил Голиков). Безупречно звучал ансамбль солистов — заслуженных артистов России Марии Сафарьянц (скрипка), Сергея Словачевского (виолончель), молодых музыкантов оркестра «Таврический» Алексея Головина (гобой), Родиона Толмачёва (фагот). Особенно выразительной была вторая, медленная часть симфонии-кончертанте. Ансамбль солистов разделен на два дуэта (скрипка — фагот, виолончель — гобой), между ними происходит взволнованный диалог, где каждый инструмент словно очеловечивается, выявляя свой характер через окрашенную индивидуальным тембром «речь».
В зале легко улавливалось настроение слушателей. Чувство восторга от созерцания и слышания архитектурных и музыкальных созвучий, эта почти растворенность в красоте преображали лица людей, наполняли их души умиротворением.
Фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» помогает нам погрузиться в красоту искусства в концентрированном виде. Ощущая ее всеми органами чувств, мы на несколько волшебных часов концертных событий забываем о проблемах повседневности и испытываем важные, но, увы, дефицитные в наше сложное время эмоции: радость, покой, счастье и благодарность за то, что можно вдруг остановить свой бег, вновь увидеть немеркнущее великолепие некогда подаренного нам города, и выдохнуть: «Господи, какая красота!.. Как повезло России, что у нее есть Санкт-Петербург!»
Елена ИСТРАТОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~dY9y9