Музыка «Весны» в Капелле

15 Июня 2017

Музыка «Весны» в Капелле

Международный фестиваль «Петербургская музыкальная весна» всегда ожидается с огромным интересом профессиональными музыкантами и любителями музыки. Фестивальная афиша привлекает возможностью познакомиться как с новыми сочинениями петербургских композиторов, так и ностальгически вспомнить музыку ленинградских композиторов недавнего прошлого.

В двухсветном зале Академической капеллы, восхищающем великолепным декором, прошли два симфонических концерта фестиваля с романтическим названием «Оркестровая палитра»... В концерте 16 мая палитра современной петербургской симфонической музыки предстала многоликой и красочной, нарядной и эмоционально богатой. В опусах разных авторов — от недавних выпускников консерватории до заслуженных мастеров — заметна тенденция к демократичному музыкальному языку с опорой на современные ритмы и интонации, ощутима плодотворная связь с театром и кинематографом.
Динамичное «Колумбийское каприччио» (2016) выпускника Петербургской консерватории Лукаса Харамильо сочинено, безусловно, не без влияния русской композиторской школы. Композиционная структура и тематизм невольно адресовали наше восприятие к испанским увертюрам М. Глинки и «Испанскому каприччио» Н. Римского-Корсакова.
Лирико-приподнятое, лучезарное Концертино для кларнета с оркестров Анатолия Кальварского (2016, солист Виктор Иршаи) — мастерский образец эстрадно-симфонической музыки.
Концерт-симфония «Тамерлан» для валторны и симфонического оркестра написан Натальей Волковой в 2015 году на материале ее музыки к документальному фильму «Старший сын. Юрий Рерих» (режиссер Луиза Тележко) и посвящен памяти Юрия Николаевича Рериха. В юности художник увлеченно изучал материалы Среднеазиатского отдела Лувра и в своих фантазиях видел себя реинкарнацией Тамерлана. Этот факт позволил композитору вплести в музыкальную ткань концерта-симфонии экзотические восточные ритмы и мотивы, знакомые нам по музыке русских и советских композиторов (например, А Бородина, Н. Римского-Корсакова, Б. Тищенко, А. Эшпая), ввести в партитуру тембр ситара. Впечатляющий контраст музыки медитативной и моторно-стремительной, подобной полету степных всадников, ассоциируется с кинематографическим монтажом кадров. Трехчастный концерт написан для валторниста оркестра Мариинского театра Юрия Акимова, чья волшебная валторна убеждала и эпическим кантабиле, и патетическим сигнальным призывом.
Старейшина российского Союза композиторов Георгий Портнов покорил лирико-романтической сюитой для оркестра и солирующего фортепиано «Сирано де Бержерак» (2013, партия фортепиано — Татьяна Козлова). В 1980-е годы на сцене Александринского театра (тогда Академического театра имени А. С. Пушкина) с огромным успехом шел спектакль «Сирано де Бержерак» с музыкой Г. А. Портнова.
Я хорошо помню этот трогательный спектакль. Замечательно, что трехчастная сюита продлевает жизнь музыки, особенно чарующей в третьей части («Сирано»). Здесь великая любовь Сирано воплощена в мелодии солирующей скрипки. Певучее соло выразительно исполнил концертмейстер оркестра, лауреат международных конкурсов Николай Андреев.
Ольга Петрова, чье творчество тесно связано с театром и кинематографом, была представлена сочинением 2016 года. Оригинально его название: «Маленькие трагедии» для меццо-сопрано и камерного оркестра. Шесть трагедий не по Пушкину (тексты из английских народных песен в переводах С. Маршака)». Известная актриса и певица, лауреат премии «Золотая маска» Манана Гогитидзе актерски темпераментно, вокально выразительно с безупречной дикцией исполнила и разыграла в лицах шесть пародийных сценок, отмеченных чисто английским, порой мрачным юмором. Парадоксальность сюжетов бесхитростных народных песен выразительно «прорисованы» в партиях солирующих инструментов и ансамблей оркестра. Образная дифференциация камерного оркестра на отдельные инструменты и группы вызывает ассоциации с карикатурой, шаржем или театральным скетчем. Яркое сочинение Петровой привнесло в праздничную атмосферу симфонического вечера веселое оживление и добрые улыбки.
В программе концерта нашли место и светлые лирические чувства. Amoretta («Дифирамб любви», 2017) Владимира Сапожникова запомнилась развитием любовного чувства от робкой нежности до патетической радости, впечатлила выразительным диалогом солирующих фортепиано и скрипки.
Программа концерта 16 мая была исполнена Симфоническим оркестром Капеллы Санкт-Петербурга под управлением заслуженного артиста России Аркадия Штейнлухта. Всегда восхищают серьезность и ответственность этого глубокого музыканта и талантливого дирижера. Сочинения разных жанров и стилей под его управлением имели успех, нашли отклик в сердцах просвещенных слушателей.
Концерт, прошедший в капелле 22 мая, был столь же праздничным, многоликим и светлым, но с большей долей лирики и драматизма в музыке.
К 80-летию Владислава Успенского прозвучала его элегическая симфония «Посвящение» («Памяти матери», 1987). Медитативная музыка трех частей симфонии раскрыла многообразные оттенки чувства невосполнимой утраты: скорби, светлой печали воспоминаний, сыновней любви.
Талантливый скрипач и композитор Михаил Крутик в 2016 году написал оркестровое сочинение «Енисей» по заказу Красноярской филармонии и посвященное Красноярскому симфоническому оркестру, сыгравшему премьеру. В Санкт-Петербурге сочинение прозвучало впервые. Полнозвучная партитура воссоздает образ могучей сибирской реки. Но несколько неожиданно в контексте программного замысла в заключительном джазовом эпизоде темпераментно зазвучали североамериканские интонации и ритмы, что заставило слушателей немало удивиться.
Пётр Геккер — композитор лирико-драматического дарования, знаток музыкально-театральных жанров, представил свою новую работу: две сцены из маленькой трагедии
А. С. Пушкина «Пир во время чумы». Пели солисты Мариинского театра Екатерина Шиманович («Песня Мэри») и Александр Михайлов («Песнь Вальсингама»). Оба артиста искренне стремились к яркости и артистичности исполнения драматических контрастных сцен. К сожалению, дикция певцов была недостаточно четкой, а оркестр порой заглушал их пение.
Впервые было исполнено и сочинение Геннадия Белова «В-А-С-Н, фантазия-триптих для симфонического оркестра». В трех частях музыкально содержательного и блестяще оркестрованного сочинения («Прелюдия», «Аранжировка неоконченной фуги Баха», «Постлюдия») автор предстал и знатоком полифонических форм, глубоко постигшим тайны контрапунктических премудростей, и мастером оркестровки, и композитором с неповторимой творческой фантазией. Это эффектное произведение стало центральным событием концерта, его кульминацией.
Впервые исполненная симфоническая сюита Леонида Резетдинова «Ассоль. Алые паруса» из оперы по феерии А. Грина завершила концерт светлым гимном романтической любви. Сюита Резетдинова — один из удачных примеров соединения академических форм с общительными современными интонациями.
Произведения пяти композиторов прозвучали в исполнении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением заслуженного артиста России Александра Титова. Давняя дружба Союза композиторов Санкт-Петербурга и оркестра, заинтересованное внимание его художественного руководителя к музыке современных петербургских авторов вызывает глубокое уважение и чувство признательности.
Лариса БЕЛЯКАЕВА-КАЗАНСКАЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~4kdDA