«Красноярский утес»

4 Апреля 2018

«Красноярский утес»

Петербургским живописцем Анатолием Черных создана целая галерея выдающихся деятелей российской и мировой культуры — Д. С. Лихачёв, Д. А. Гранин, Ю. Х. Темирканов, А. С. Дмитриев, С. В. Викулов, В. А. Гергиев, Н. Алексеев, У. Лопаткина, Д. Вишнева, Ф. Рузиматов, Н. Цискаридзе, Д. Мацуев, А. С. Чаркин, И. И. Краско, В. Высоцкий и др.

Образ Дмитрия Хворостовского давно и прочно завладел воображением художника. Параллели с Шаляпиным, Шукшиным… «Очи черные», русские народные песни, «Песни военных лет»… Все это калейдоскопом проносилось в голове, но ощущения полноты не возникало. И только внезапный безвременный уход из жизни великого оперного артиста подтолкнул наконец Анатолия Черных на создание портрета. «Говорят, что в гости к Богу не бывает опозданий», — цитирует Анатолий Черных строки Владимира Высоцкого.
Размышления о мощи природного таланта — этого дара сибирской земли, о вершинах мастерства, которого певец достиг за столь короткий жизненный путь, привели художника к идее произведения, выразившейся в названии «Красноярский утес». Будучи человеком мира, Хворостовский всегда оставался красноярцем. Всегда с теплом и деятельным человеческим участием относился и к педагогическому училищу
им. А. М. Горького, где начинал, и к Институту искусств, который закончил по классу профессора Е. К. Иофель, и к Красноярскому государственному театру оперы и балета, где дебютировал как солист в 80-х годах ХХ столетия.
Утес — это символ творческого пути певца вверх по высоким и отвесным уступам, через преодоления и победы. В картине он еще и сценическая декорация, в центр которой органично вписана рослая атлетическая фигура Дмитрия Хворостовского во фрачном костюме со свободно расстегнутым воротом белоснежной рубашки. Благородство черт и достоинство осанки сочетаются с мощью крепко стоящего на земле человека. Эта природная сибирская крепость, закаленность натуры — и в плотно сжатом кулаке правой руки (о физической выносливости и купаниях певца в ледяной воде ходили легенды). Левая рука свободно опущена. Кисть раскрыта. В изображении крупных энергичных пальцев сквозит нежность — известно, каким любящим и заботливым отцом и семьянином был Хворостовский, каким открытым и отзывчивым человеком.
Дмитрий Хворостовский очень близко к сердцу, с болью принимал все, что в последнее время происходит в нашей культуре, и как настоящий русский меценат со всей щедростью души занимался благотворительностью. Константин Орбелян — художественный руководитель и дирижер Государственного академического камерного оркестра России, говоря о Дмитрии Хворостовском, вспоминал: «Когда арфа играет первые восемь нот и Дима начинает петь, весь оркестр и зал — со слезами на глазах — замирают… После песни — гробовая тишина, а потом взрыв, эмоциональный взрыв публики». На одном из благотворительных концертов вышел на сцену ветеран и сказал: «Я бы хотел выразить благодарность родителям Хворостовского за то, что они дали России такого сына».
Ставя перед собой задачу изображения личности большого масштаба, А. Черных, как всегда, демонстрирует мастерское владение техническими живописными приемами. Свободное, «коровинское письмо» фигуры и лица, обрамленного ослепительной до свечения сединой, плавно перетекает в фоне в тающие контуры вселенского пейзажа. Сдержанный «серовский» колорит строится на тончайшей игре красок.
В последних работах Анатолий Черных явно тяготеет к монохромности (портреты Ю. Х. Темирканова и Д. Мацуева), отходя от насыщенной декоративности более ранних портретов В. А. Гергиева, Д. Вишневой. Но именно в образе Хворостовского он добивается наибольшей психологической выразительности. «Красноярский утес» был впервые представлен на персональной выставке Черных в Зеленогорске благодаря большим ценителям живописи Г. В. Смолянской и
Н. В. Унксову. Это дань художника великому русскому артисту…
Наталия ПОПОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~c4jaw