Колония русских художников в Риме

24 Января 2018

Колония русских художников в Риме

В Корпусе Бенуа продолжает работу выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Она представляет в рамках единой экспозиции более 100 произведений Семирадского и его современников — русских живописцев и скульпторов академического направления, работавших в «вечном городе» во второй половине XIX — начале XX века. Зрители знакомятся с шедеврами пейзажного, бытового, портретного и исторического жанров 1850–1900-х из коллекции ГРМ, ГТГ, других музеев и частных собраний.

Во второй половине XIX века колония русских художников в Риме делилась на две неравные части — постоянную и изменяемую. Первая из них была немногочисленна, а вторая состояла главным образом из пенсионеров Академии художеств. В Риме тысячи живописцев из разных стран работали уже не столько для национальных академий и дворов государей, сколько для частных заказчиков. Конкуренция заставляла не только ориентироваться на массовые вкусы, но и искать свое лицо в искусстве, чтобы занять на рынке собственную нишу.
Старожилом русской колонии художников в Риме во второй половине XIX века был Федор Бронников, проработавший в Риме более сорока лет. Его творчество явило гармоничный баланс между академическими нормами и набиравшими силу реалистическими тенденциями. До 1860-х, когда в отечественное искусство широко вошла социальная тема, работавшие в Италии русские мастера за редким исключением видели в простых итальянцах лишь стаффаж. Новое поколение чувствовало себя иначе. Павел Чистяков создал выразительные образы итальянской бедноты; Василий Верещагин с волнением наблюдал за процессом объединения Италии, сочувствуя борьбе гарибальдийцев.
Александр Риццони избрал своей главной темой изображение жизни католических монахов и церковнослужителей. Но в отличие от Василия Перова он не бичевал пороки духовенства, сосредоточившись на внешней стороне их жизни, высоко оценивая эстетику католицизма.
1870-й ознаменовался рождением Товарищества передвижников, объединившего ведущих мастеров-реалистов. Многое из того, что ставилось во главу угла в Академии художеств, обрело для ее выпускников негативный смысл, стимулируя переориентацию с Рима на Париж, с классики на современность. Но в Рим продолжали ехать сторонники «чистого искусства», среди которых немалую долю составляли поляки: Павел Ковалевский, Степан Бакалович, Вильгельм Котарбинский.
Ковалевский был близким другом Семирадского, но в отличие от него мало интересовался Античностью. Факт тесного соседства древнего города и человека, чья жизнь лишь мгновение на фоне вечности, подсказал художнику тему большого полотна — «Раскопки в Риме» (1876, ГРМ).
В 1870-е годы поселившиеся в Италии выходцы из помещичьей среды братья Александр и Павел Сведомские для своих полотен выбирали кровавые и скандальные сюжеты из античной, библейской и Новой истории. Наиболее талантливо в римский период раскрылся Василий Смирнов: картину «Смерть Нерона» (1888, ГРМ) можно отнести к шедеврам русской исторической живописи. Увы, взлет Смирнова прервала смерть по пути из Рима в Россию.
Время расцвета творчества выдающихся представителей искусства позднего академизма, чья жизнь была тесно связана с Римом, подошло к концу в начале 1890-х. Художественный процесс в России стали определять иные влияния и принципы; в 1902-м ушли из жизни Риццони, Бронников и Семирадский. Это знаменовало завершение целой эпохи в отечественном искусстве.
Выставка продлится до 2 апреля 2018 года.
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~FWccL