Играть только прекрасную музыку

5 Апреля 2018

Играть только прекрасную музыку

Концерт из произведений для скрипки Игоря Стравинского, 135-летие которого отмечалось в прошлом году, и известного петербургского композитора Григория Корчмара, недавно справившего свой 70-летний юбилей, состоялся 7 марта в Шереметевском дворце. Сложнейшую музыку этих композиторов исполнили юные музыканты, ученики заслуженного работника культуры РФ, преподавателя ССМШ при Петербургской консерватории Савелия Марковича Шальмана. Кстати, у Мастера тоже в прошлом году был юбилей — 45 лет педагогической деятельности.

Атмосфера концерта была почти по-домашнему теплой. Этому способствовал и конферанс самого педагога. Его вступление к концерту и комментарии перед исполнением произведений были глубоко профессиональны, содержательны (напомним, что Шальман — кандидат искусствоведения), а язык общения с публикой — простой, увлекательный. Размышления, о том, какие «параллели, пересечения и диалоги» видятся в творчестве Стравинского и Корчмара, настраивали публику на внимательное вслушивание в музыку.
Савелий Маркович сказал: «Я всю жизнь старался, чтобы мои ребята играли только прекрасную музыку… Для меня очень важно, чтобы они играли ярко, музыкально». Весь концерт был доказательством слов Мастера. Даже маленький Артём Мишкутёнок, учащийся дошкольной группы ДМШ №11 (представитель третьего поколения учеников Шальмана из этой семьи, с которым педагог занимается всего полтора года), исполнил Аллегро из фортепианной сюиты «Пять пальцев» Стравинского так, что слушатели кричали «браво».
Два фрагмента из балета «Жар-Птица» («Вступление и Хоровод царевен», «Скерцо: Игра царевен золотыми яблочками») исполнила ученица 8-го класса ССМШ Ксения Калугина, которой в равной степени удались не только кантилена и виртуозные пассажи, но и передача «русского» колорита этих пьес.
Мария Фаррахова (учащаяся 8-го класса) великолепно справилась с очень непростым «Танго» Стравинского. Холодноватая, несколько умозрительная, порой не вполне «танговая» страсть, «оправленная» в очень сложную ритмику, с «разломанной» диссонантной мелодикой — крепкий орешек для молодого исполнителя. Но как грамотно и стильно все было «собрано» в законченный музыкальный образ!
Учащийся 7-го класса Никита Андреев исполнил «Дифирамб» из Концертного дуэта с поразительно взрослым вдохновением, прекрасным слышанием линии музыкального развития, с погружением в состояние размышления-созерцания. А в «Русском танце» из балета «Петрушка» он продемонстрировал всю палитру красок и штриховых приемов, которые придают этой музыке живописную яркость!
Исполнение Дивертисмента из балета «Поцелуй феи» превратилось в интересный творческий диалог двух скрипачек — Марии Калугиной, гостьи из Москвы, учащейся Московской ЦМШ, начинавшей учиться в Петербурге, и Арины Сувинской — ученицы С. М. Шальмана (11-й класс ССМШ). Прекрасное вибрато, глубокий, выразительный звук Марии Калугиной в «Увертюре» рождали настроение сладкой, томительной русской тоски, так знакомое нам по пейзажам Саврасова, Левитана и по «Временам года» Чайковского. «Скерцо» прозвучало захватывающе, словно играя языками пламени, мелькающими огоньками, светотенями.
В выступлении Арины Сувинской («Швейцарские танцы» и «Па-де-де» (Адажио, Вариации, Финал) из «Дивертисмента») впечатляло соединение прекрасной выучки (сочное звучание инструмента, стилевая точность, владение всем спектром штриховой палитры) и вместе с тем уже по-взрослому осмысленной игры.
В начале второго отделения, где звучали произведения Григория Корчмара.
С. Я. Шальман много добрых слов сказал о композиторе, особенно о его скрипичных произведениях, в которых ощущается не просто рука мастера, но автора, прекрасно знающего специфику инструмента. Но, пошутил педагог, Корчмар не щадит исполнителей, создавая серьезные технические «преграды» в своих произведениях для скрипки.
У Арины Сувинской получилось почти бенефисное выступление. В ее исполнении прозвучали: «Меланхолическая серенада», «Упрямая токката» из «Барокко-партиты», Каприс для скрипки соло «Плач Иеремии», Концертные танцы для скрипки и фортепиано «Смертельное танго» и «Бравурный галоп». Пожалуй, самое большое впечатление произвел глубоко философский «Плач Иеремии». Содержательно сложную ткань музыки, к тому же наполненную труднейшими приемами звукоизвлечения, исполнительница организовала предельно точной фразировкой и прочувствованным интонированием.
Не меньшее впечатление в концерте произвела Анастасия Городнина (5-й класс ССМШ). Уже в первом отделении ее исполнение «Колыбельной» из балета «Жар-Птица» и «Пасторали» Стравинского отличалось чистотой интонации, грамотной фразировкой, пониманием стиля. Но пьеса Корчмара Вальс-парафраз «Ссора Ленского и Онегина» лично для меня стала настоящим потрясением, я бы сказала, событием этого вечера.
За пьесу «Ссора Ленского и Онегина» автор был удостоен II премии Конкурса на создание произведения, обязательного для исполнения на XIII Международном конкурсе им. П. И. Чайковского. Композитор совершенно по-режиссерски «парафразировал» в музыке одну из сцен пушкинско-чайковского «Онегина», очертания которой словно из пелены сна всплывали, обнажая новые смыслы. То отстраняясь от первоисточника, то приближаясь к нему через ярко декларируемую или проступающую из нарастающего «гула» пассажей тему знаменитого Вальса, композитор создает музыкальную сцену невероятной энергетической заряженности, обостряет известный литературно-музыкальный конфликт до уровня катастрофы. Труднейшие технические приемы, используемые для интерпретации этой многослойной, полифонической по смыслу фантазии, драматичные речитативно-декламационные реплики, напоминающие о жанровом первоисточнике (опере), — все это требовало понимания и убедительного исполнения. Юная Анастасия Городнина справилась с техническими и художественными задачами не по-детски уверенно.
Мне осталось выразить восхищение мастерством концертмейстера, лауреата международных конкурсов Динары Абдурасуловой, которая великолепно вела партию фортепиано во всех сложных произведениях рограммы, умудряясь быть опорой и в то же время, не отвлекая на себя внимание от юных исполнителей. А в «Ссоре Ленского и Онегина» от рук пианистки просто невозможно было оторвать глаз, ее мастерское исполнение «роли» в театрализованном дуэте способствовало успеху этого «спектакля». Браво!
Елена ИСТРАТОВА

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~3fwZ6