Гавайская смесь. от культуры к гламуру

24 Января 2018

Гавайская смесь. от культуры к гламуру

От Википедии к знанию

Гавайская смесь — овощи замороженные с рисом.
(Hortex)
Википедия — общедоступная интернет-энциклопедия.
(Wikipedia)

Честно сознаюсь, все сведения о Википедии, в частности об этимологии этого сегодня столь популярного слова, я почерпнул из… Википедии. Откуда еще — не ползать же по страницам словарей и энциклопедий, не поспевающих за веком! За нашим быстрым веком. Ключевое слово здесь — быстрый! Оно, как оказалось, на гавайском языке — wiki! Отсюда и wikipedia — дословно: быстрая энциклопедия.
Отсюда же и вынесенная в эпиграф гавайская смесь, которую читатели, верно, не раз уже отведали. Между прочим, крупнейшая в Евросоюзе польская фирма Hortex имя свое составила из двух латинских слов: Hortus — сад, огород и export (то есть сад, огород на экспорт). Но к чему, вы спросите, это здесь, в разговоре о культуре? Оказывается — далеко не все, щеголяющие понятием культура, это знают — впервые слово cultura появилось за две сотни лет до нашей эры в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего De Agri Cultura. В латинском языке культура имела ряд значений — далеких или близких, судите сами — земледелие, возделывание, обрабатывание, уход, воспитание, образование, развитие, поклонение, почитание… Последние два значения связаны в нашем сознании с более поздним словом культ.
Однако от латыни вернемся к гавайскому, между прочим, старейшему из малайско-полинезийской ветви языков (это я опять заглянул в википедию!). В1995 году Уорд Каннингем для описания веб-сайта впервые применил термин «вики» —
так он назвал «простейшую онлайн-базу данных, которая может функционировать». А в 2001 году Джимми Уэйлс и Ларри Сэнгер запустили Википедию. В декабре 2013 года в заявлении ЮНЕСКО по случаю награждения Джимми Уэйлса, основателя Википедии, золотой медалью Нильса Бора про Википедию было сказано, что она является «символом эпохи взаимодействия, в которую мы живем, и это не просто инструмент, это воплощение мечты, столь же древней, как человеческий интеллект и собрания Александрийской библиотеки».
Насчет легендарной библиотеки — это уж слишком! Сравнение Википедии, надежность и точность которой вызывают сомнения, со сгоревшей в пожаре кладезью мудрости — не более чем красивая риторика. Надеюсь, читатели обратили внимание на то, что заглавие настоящих заметок: «От культуры к гламуру» и подзаголовок: «От Википедии к знанию» символизируют прямо противоположные векторы движения, направления творческого развития и совершенствования.
Мы живем в эпоху активного наступления так называемой массовой культуры — ее по-разному называют: поп-культурой, масскультурой (масскультом), культурой большинства. Не вдаваясь в подробности и детали, скажу о главном, что отличает массовую культуру, — это прежде всего ее потребительский характер, ее постоянная нацеленность на развлечение (англ. entertainment) аудитории, на немедленную и самую непосредственную ее реакцию. Массовая культура не обращается к глубинам памяти, не апеллирует к знанию неких образовательных стандартов, не предполагает в читателе, зрителе, слушателе какого-то художественного опыта, хотя бы минимальной эрудиции — она угождает вкусам, вот именно, потребителя.
Что ж, сегодняшнюю ситуацию давно предсказал великий испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет в труде под многозначительным заглавием «Восстание масс». Восстание приняло на рубеже веков такие карикатурные формы, что вызвало в ответ решительную отповедь, а подчас откровенную издевку во всех подлинно культурных слоях общества. Состязаются между собой в остроумии и выдающиеся писатели, философы, музыканты, и безвестные анонимы.
«Массовая культура — противоречие в определении (автор неизвестен).
«Массовая культура» — обезболивающее средство, анальгетик, а не наркотик» (Станислав Ежи Лец).
«Лечебные сеансы массового смеха проводятся в нашем Хохотарии» (Павел Шарпп).
«Зрителя у нас теперь кормят не только зрелищем, но еще и попкорМом» (Ирина Zалетаева).
Лозунг культуртрегеров: «Искусство в массы» не предполагает снижения эстетических критериев. Но вот талантливый современный поэт возглашает: «Торжество массовой культуры неизбежно, неотвратимо, и по-видимому, совершенно справедливо. Большинство человечества имеет право на утверждение своих вкусов и на то, чтобы с ними считались» (Александр Кушнер). Не призвать ли меньшинство не сдаваться, а, простите жестокую метафору, отстреливаться до последнего патрона? Важно ведь еще и то, чтО читает, чтО слушает, чем восторгается большинство.
«Процент неграмотных — величина постоянная, только в наше время неграмотные умеют читать» (Альберто Моравиа).
«Всеобщая грамотность — это всеобщая полуграмотность» (Илья Эренбург).
«Если фильм имеет успех — это бизнес. Если фильм не имеет успеха — это искусство» (Карло Понти).
Когда сегодня иные журналисты оправдывают свой стиль запросами масс или редакторов, им угождающих, я вспоминаю высказывание крупнейшего американского рок-музыканта Фрэнка Заппы: «Рок-журналистика: парней, не умеющих говорить, интервьюируют парни, не умеющие писать, чтобы было что почитать парням, не умеющим читать». Сие прямо перекликается с приговором Джона Ирвинга: «Сценарии американских фильмов пишутся слабообразованными для слабоумных». Приходится соглашаться и с ядовитым замечанием Марии Арбатовой, нашей знаменитой феминистки: «Телевидение принадлежит народу, Так ему и надо!»
К агрессии современного музыкального масскульта с резким неприятием относился выдающийся композитор Валерий Гаврилин, называя несущуюся со всех сторон, лезущую в уши попсу «музыкой массового уничтожения вкуса». «Современная песня, — говорил он, — рождественская похлебка для бедных». Венчает эти инвективы остроумное определение молодежной дискотеки: «Кайфедральный собор».
В редакцию «Санкт-Петербургского музыкального вестника» пришло… письмо в бутылке. Судя — хотел сказать, по почтовому штемпелю — по дате полученной электронной почты (а вы, конечно, догадались, что «бутылку» мы выловили в волнах Интернета), письму более двух лет. Адреса отправитель не оставил, но неизбежная при перепосте ссылка на предполагаемый «источник» все-таки отпечаталась: ClassicalMusicNews.ru. Приносим коллегам необходимые извинения за перепечатку выбранных мест из названного письма без письменного разрешения — уж очень, как говорится (на языке массовой культуры), в тему показался нам предлагаемый проект.
Итак, читайте!

Учебник «История русской музыки конца XX — начала XXI века» для ДМШ знакомит с развитием русской музыки после августовского путча 1991 года. Наследие этого периода в отечественной музыкальной культуре неоднородно. Оно включает музыку первых лет становления и упрочения принципов «капиталистического реализма» в столкновении с другими направлениями и течениями.
Вступительная глава «Русская музыка на рубеже XX и XXI веков» служит введением ко всему данному периоду. Монографические главы посвящены музыкантам, в основном сформировавшимся в 80-х и 90-х годах XX века: Сукачёв, Крутой, Шатунов, Лепс. Композиторы меньшего значения (Губин, Налич) объединены под общим заголовком «Композиторы Московской и Петербургской школ».
Ниже представлены экзаменационные вопросы, предлагаемые учащимся по материалам данного учебного пособия.

1. Творчество группы «Мираж» и группы «Комбинация» на рубеже 80-х годов XX столетия.
2. Символизм в творчестве Юрия Шатунова.
3. Оперная реформа Гарика Сукачёва.
4. Особенности музыкальной формы в произведениях Андрея Губина (на примере песен «Мальчик-бродяга» или «Такие девушки — как звезды).
5. Речитатив как основа драматургического плана в произведениях Бориса Моисеева (на примере композиции «Голубая луна»).
6. «Иванушки International»: основные периоды творчества. Эволюция инструментовки в малых формах.
7. Андрей Данилко. Биография и основные произведения Верки Сердючки.
8. Дима Билан как продолжатель русской вокальной школы.
9. Жизненный и творческий путь Петра Налича.
10. Значение «Фабрики звезд» для развития русской музыки конца XX — начала XXI века.
11. Романс «Бип-бип-бип, мой сигналит джип» в контексте русской культуры второй половины первого десятилетия XXI века.
12. Звукопись в произведениях Кати Лель.
13. Формирование и расцвет творчества Николая Баскова.
14. Характерные особенности мелодизма в творчестве группы «БиС».
15. Анализ творчества группы «Виа Гра» в период с 2001 по 2011гг.
16. Основные вехи творчества Сергея Зверева.
17. Влияние западноевропейской оперы на русскую музыкальную культуру начала XXI века на примере группы «Тату».
18. Проблемы сценической музыкальной речи на примере вокального творчества Кати Самбука.
19. Особенности фактуры, метроритма и динамики в творчестве группы «УмаТурман».
20. Группа «Дискотека Авария» в поздний период творчества (2007–2011 гг.).
21. Черты постминимализма в творчестве Стаса Михайлова.
22. Фольклорные мотивы в творчестве Игоря Крутого (на примере песен «Акапулько ай-ай-ай» и «Эх, Самара-городок»).
23. Семантические аспекты фактуры и тембра в творчестве Тимати.
24. Космософия симфоний Дмитрия Маликова.
25. Образы и мотивы катастрофы в произведениях Григория Лепса.
ClassicalMusicNews.Ru

Ну, как, дорогие читатели, отдадите ли вы драгоценности подлинной культуры за гламурные побрякушки? Хотите ли вы, чтобы ваши дети изучали отечественную музыку по предлагаемому учебнику? И пусть после этой блестящей шутки не покажется высокомерным выстраданное и честное высказывание великого музыкального новатора Арнольда Шёнберга: «Если это искусство, значит, это не для всех; а если это для всех, значит, это не искусство».
Будем же общими усилиями уменьшать пресловутое большинство, чьи симпатии на стороне масскульта, и увеличивать культурное меньшинство, предпочитающее Моцарта и Бетховена, Чайковского и Верди, Прокофьева и Шостаковича. Сим победиши!
Иосиф РАЙСКИН

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~0eec5