Дорогой жизни

13 Сентября 2017

Дорогой жизни

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Анна Ахматова

8 сентября — особый день для всех петербуржцев-ленинградцев. Семьдесят шесть лет назад, спустя два с половиной месяца со дня начала Великой Отечественной войны, вокруг города сомкнулось кольцо блокады.

В этот день, как в Страстную пятницу, обостряются чувства. Величие трагедии, где смерть и муки явились залогом будущей жизни, отрезвляет. Память о прошлом — это наш шанс не захлебнуться в пошлости сиюминутных склок и раздражений. Это напоминание о вечной опасности и вечной надежде. Вечная память.
Это день тишины, в которой можно расслышать главное — произносимое без парадного пафоса, но с сердечной бескомпромиссной отчетливостью.
Именно так, тихо, но волнующе, трогательно и мужественно, прекрасно и страшно звучали вечером 8 сентября в Исаакиевском соборе песни В. Соловьева-Седого, В. Высоцкого,
А. Пахмутовой… Звучали в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова. Стихи А. Ахматовой, О. Берггольц и Б. Пастернака читал Виталий Гордиенко.
Наверное, больше нигде в мире эта программа не воспринималась бы с такой серьезностью, эмоциональной незащищенностью и благодарностью. Огромный собор едва вместил слушателей всех поколений и разных национальностей. У многих глаза блестели от слез, особенно у молодых, рядом с которыми стояли те, кому плакать уже нечем, кому боль от воспоминаний о блокадном детстве изменила состав крови, а долгая выстраданная жизнь подарила тот самый непостижимый свет мужества и мудрости.
Программа для этого вечера была выбрана не случайно и не являлась премьерой. В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения Василия Павловича Соловьёва-Седого, одного из самых проникновенных лириков среди советских композиторов-песенников. А совсем скоро будем отмечать 80-летие Владимира Высоцкого. Поверить трудно. Он так и остался 42-летним, вечно молодым и как будто с рождения взрослым, всё познавшим, пережившим и нам передавшим… На сопоставлении-сочетании этих двух имен, двух музыкальных стихий Владимир Беглецов построил несколько концертных сюжетов, которые уже были предъявлены публике в Ивангороде и в Государственной капелле Санкт-Петербурга. И каждый раз, при сохранении инварианта, получается новая картина. Это неотъемлемая черта стиля Беглецова — он не повторяется никогда, даже если в программе одно сочинение, будь то Реквием Моцарта, Всенощная Рахманинова или «Перезвоны» Гаврилина. Вот и сейчас, вспоминая, к примеру, капелльский концерт, который состоялся всего-то месяц назад, 4 августа, поражаешься новизне собственных впечатлений. Хотя звучали вроде бы те же песни, создававшиеся в свое время, чтобы всех объединить — нежностью, спокойной задумчивостью, простотой, красотой, добротой, мужественностью… Правда, тогда, летом, их было числом больше, концерт длился почти полтора часа без антракта и его драматургия зиждилась на ошеломляющих контрастах: после знаменитых «Соловьев», преобразованных в балладу, если не в былину, где каждый припев — как год военной жизни размером в век — «На солнечной поляночке», как передышка на передовой, с улыбкой в голосах, чтобы затем еще явственнее проступили реквиемные приметы в «Где же вы теперь, друзья-однополчане?..»
И блок песен Высоцкого в зоне золотого сечения. Как взрыв. Как кошмар посреди пусть и небезмятежного, но все-таки выносимого сновидения. Это я уже цитирую самое себя, потому что память еще очень свежа. А «Спасите наши души» — это же просто эпиграф нашему времени… И очень символично, в дробной разгласовке, общая мольба вдруг разделяется на голоса сирен и терпящих бедствие…
На этот раз, согласно времени и месту, динамика исполнения была непрерывной, подчиненной единому crescendo. «Мужество» Анны Ахматовой, фрагмент «Февральского дневника» Ольги Берггольц, «Победитель» Бориса Пастернака в исполнении Виталия Гордиенко легли в основу военного контрапункта главной, ленинградской, теме программы, открывшейся «Нашим городом» Соловьёва-Седого с цитатой-вокализом из «Вечерней песни» в изумительной обработке Олега Павловича Коловского. А «Вечерней песней» («Город над вольной Невой»), исполненной на бис, концерт завершился. «Шел солдат», «Споем, друзья», «Соловьи», «Вечер на рейде» и… «Ленинградские вечера». Люди до сих пор с удивлением переглядываются, слыша изначальные слова всему миру известной песни…
«Кто сказал, что Земля умерла» и «Он не вернулся из боя» Высоцкого заставили сжаться в преддверии главной и единственной в этом концерте кульминации — песни-молитвы Александры Пахмутовой на стихи Михаила Львова «Поклонимся великим тем годам», которая поднимает на ноги даже самых немощных. И — без паузы — «Ладога», марш-гимн, возвращающий на дорогу жизни.
И музыка, и слова были в этот вечер возведены на особый пьедестал — пьедестал благородства, доступный всем свидетелям и участникам события, тем более что в соборе подиум не предполагается.
Наталия ТАМБОВСКАЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~XYTdj