«…Праздники-те частые, а будни одинакие»

6 Января 2018

«…Праздники-те частые, а будни одинакие»

Перелистывая современные календари, редко отыщешь день, не отмеченный как праздник. На некоторые выпадает сразу по несколько событий: праздники государственные и религиозные, профессиональные (например, работников коммунального хозяйства) и просто День огурца или «традиционный общенародный Праздник корюшки». При внешнем многообразии они чрезвычайно похожи один на другой: те же балаганы, шарики и вата, ярмарки, батуты да фейерверки.

Лекцию в цикле «Эпоха просвещения» в БДТ Анна Фёдоровна Некрылова посвятила модификации понятия «праздник». Иллюстративным материалом служили лубок и старинные гравюры, полотна живописцев, фотографии — дореволюционные и сделанные в первые десятилетия существования советского государства.
Человек не может жить в одном ритме, ему нужны перемены, отход от обыденности. Поэтому нельзя найти ни одной цивилизации, в которой не было бы праздников. Но сегодня люди путают понятия праздник, отдых и досуг. Праздное время, то есть пустое, не занятое трудом, выделено не случайно. В народном быту с ним были связаны периоды «вневременья», остановки времени, когда можно заглядывать в прошлое или будущее (гадать) и воздействовать на них, закладывая своего рода «программы». Все, что в это время будет сказано, пропето, — непременно сбудется. Празднование — это активная деятельность всей общины и каждого ее члена, выстраивающих своего рода диалог с универсумом.
В годы правления Петра I в пореформенную Россию пришли государственные праздники, маркировавшие новую урбанистическую культуру. Теперь это не плетение венков или прыжки через костер, а юбилеи и маскарады, спуск корабля на воду, потехи и фейерверки: все детали в них продумывались заранее, а роли распределял церемониймейстер. Все чаще народ оказывался лишь зрителем.
Многие из традиций перешли затем в советское время. Первые послереволюционные празднества были пространством смелых экспериментов. Но смена идеологии повлекла смену официальной атрибутики. Теперь человек на фоне гипертрофированных декораций выглядит мелким, незначительным. Он все активнее вытесняется на периферию — за ровные оцепления — и становится просто потребителем развлекательных услуг.
Евгения ЯРОСЛАВСКАЯ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~xUd8M