Уникальное образование в сфере дизайна и искусства

 

29 Марта 2018

Уникальное образование в сфере дизайна и искусства

Интервью с исполняющей обязанности ректора Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиг¬лица Анной Николаевной Кислицыной.

— Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица — один из самых известных и авторитетных вузов нашей страны. В чем его уникальность?
— Академия имени А. Л. Штиглица, основанная в 1876 г., — один из старейших художественных вузов, создание которого было связано с потребностями развития страны. Наш вуз стал самым передовым учебным заведе¬нием, соеди¬нившим традиции школы изобразительного искусства с новаторскими поисками в области художественного проектирования для промышленности, стремлением к развитию прикладного искусства и созданию художественных изделий в соответствии с запросами времени. Миссией вуза стали развитие новых направлений в художественной сфере, движение в авангарде и пропаганда новаций в искусстве, формировавших творческую индивидуальность и поиски художников, что по праву позволяет называть академию «колыбелью» российского прикладного искусства и дизайна.
Уникальность академии заключается в органичном сочетании фундаментальной художественной и теоретической подготовки с практической работой в специализированных мастерских, использующих как традиционные, так и современные технологии при создании художественных произведений и выполнении дизайн-проектов. Профессорско-преподавательский состав и мастера высочайшего уровня являются гордостью академии и примером беззаветной преданности профессии. И сегодня наша академия — инновационная площадка, интегрирующая знания, опыт и достижения в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства, дизайна, реставрации, искусствоведения и гуманитарных наук для решения сложных и комплексных творческих задач в художественной сфере. У нас есть возможность использовать междисциплинарный подход, а знания и опыт, накопленные на кафедрах, интегрировать и синтезировать для создания уникальных проектов. Значимость деятельности и престиж академии высоко ценятся в профессиональном сообществе — отечественном и зарубежном. А сохранение традиций и внедрение инноваций обеспечивают конкурентоспособность академии в российском и международном образовательном пространстве.

— В советское время поступить в Мухинское училище было крайне непросто. Как в наши дни обстоят дела с приемом абитуриентов? Какие специальности пользуются наибольшей популярностью?
— Конкурсная ситуация по поступлению в академию по-прежнему остается острой, о чем свидетельствуют данные приемных кампаний. К примеру, в 2017 г. было подано около 2,5 тыс. заявлений, поскольку бюджетных мест всего 267, следовательно, конкурс в среднем составил около 10 человек на место. Мы проводим действительно серьезный и строгий отбор абитуриентов. Слава нашей академии идет впереди нас, и мы убеждены, что вуз всегда будет востребован. В соответствии с государственным заданием на 2018/2019 учебный год количество бюджетных мест возросло на 30 % и составляет 352 места. И мы благодарны -Министерству образования и науки РФ за то, что они выделили нам эти дополнительные места. Через год мы предусмотрели еще 20 %-ный рост и будем надеяться, что министерство отнесется к этому с пониманием. Прием в академию ведется по четырем уровням подготовки — специалитет («Живопись», «Графика», «Монументально-декоративное искусство»), бакалавриат («Реставрация», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Теория и история искусств», «Искусства и гуманитарные науки»), магистратура («Дизайн», «Искусства и гуманитарные науки», «Реставрация», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы») и аспирантура («Искусствоведение», «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»). В 2016 г. был создан центр инновационных образовательных проектов, который впервые в городе разработал и начал реализовывать программу магистратуры — «Арт-бизнес». Большинство специальностей и направлений имеют по несколько профилей подготовки, среди которых наиболее востребованными являются: графический дизайн, станковая и книжная графика, анимация и компьютерная графика, дизайн среды, дизайн интерьера.

— Как вы относитесь к спорному утверждению, что современный веб-дизайнер вовсе не обязательно должен уметь рисовать, владеть техникой академического рисунка и живописи?
— Конечно, может показаться, что в усло¬виях активного развития компьютерных технологий и программного обеспечения умения и традиции академического рисунка не нужны современному дизайнеру. Мы считаем, что базовой основой художественного образования являются академический рисунок, живопись и композиция — дисциплины, методика которых вырабатывалась многими поко¬лениями преподавателей и отражается в бережно собираемых и хранимых методологических фондах и издаваемых учебных пособиях. Рисунок — это основа, на которую опирается вся творческая деятельность современного дизайнера, формируется пространственное мышление, необходимое дизайнеру для реализации его идей и проектов. Высочайший уровень подготовки дизайнеров в академии достигается путем сочетания традиционных методов обучения рисунку и живописи с новаторскими педагогическими методиками и современными компьютерными технологиями. Такое сочетание традиций и новаций позволяет академии быть одной из ведущих школ в сфере современного дизайна.

— С какими музеями и предприятиями сотрудничает вуз? Где проходят практику ваши студенты? Охотно ли прини¬мают организации на работу ваших выпускников?

— Академия сотрудничает со многими музеями и предприятиями не только Санкт-Петербурга, но и других городов России. Заключены договоры и проводятся занятия и практики в Государственном Эрмитаже, Российском этнографическом музее, Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Музее фресок Дионисия в селе Ферапонтово, Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, Новгородском государственном музее-заповеднике и др. Результатами плодотворного сотрудничества с музеями, учреждениями культуры и общественными организациями стали выставка «Аллея славы», посвященная памяти ветеранов Великой Отечественной войны; выставка плакатов, приуроченных к празднованию Дня Победы; конкурс социального плаката «Память поколений. Блокада Ленинграда» (совместно с Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда); мероприятия, посвященные 100-летию революции 1917 г. ¬(совместно с Государственным музеем истории Санкт-Петербурга); конференции, выставки, мастер-классы (совместно с Фондом Михаила Шемякина); выставка «Весна» (совместно с Домом молодежи «Царскосельский»); «Бал Победы», выставка «Образы православия. Учитель-ученик» (совместно с Ассоциацией «Покров»).
Налажено плодотворное сотрудничество академии с профильными предприятиями и организациями: «НПО ЭКОЛАЙНХАУС», «МФК Лахта центр», «БАЗИС-архитект», «Арт Электроникс Проджект», «Императорский фарфоровый завод», «Стеклозавод Неман», «КАМАЗ» и др. О качестве профессиональной подготовки свидетельствуют победы и призы студентов в международных проектах и конкурсах: Гран-при Глеба Данилова, выход в финал Георгия Вароди и Владислава Семёнова на Международном фестивале автомобилей в Париже (Festival Automobile International); представление проекта Марины Егоровой в Милане на мировом этапе LEXUS DESIGN AWARD 2018. На ХVIII Международном конкурсе молодых дизайнеров «Поколение NEXT» 2017 г., проходившем в рамках 49-й выставки «Индустрия моды», студенты кафедры художественного текстиля (завкафедрой Л. В. Михайлова) стали победителями и призерами в направлении «Текстиль» — Анастасия Иванова (коллекция «Графика контрастов»), Ольга Коробова (коллекция «Прогулка с гончими»), Ангелина Игнатькова (коллекция «Тропики»), Александра Покрамович («Драгоценности»), Екатерина Маслакова (панно «В порту»), Анна Алексеева (гобелен-диптих «Летние грезы»), Анна Гончарова (панно «Журавли»).
Надежной гарантией качества подготовки и трудоустройства выпускников является привлечение потенциальных работодателей и специалистов-практиков к реализации образовательных программ, консультированию по вопросам формирования профессиональных компетенций, проведению выездных занятий, научных конференций, семинаров, лекций, круглых столов (соглашения с компанией «ARTEKEY», «ARTEMIDEAGENCY», Фондом перспективных исследований, СПб «Пассажиравтотранс», Институтом проблем транспорта им. Н. С. Соломенко РАН). Примером внедрения в производство новейших разработок в сфере кухонного оборудования и бытовой техники служит проект Ивана Флягина, разработавшего гибкий смеситель YATOMI, выпускаемый японским брендом OMOIKIRI и уже поступивший в продажу.

— Выходят ли разработки ваших студентов на российский или, может быть, даже международный рынок?
— 2017 г. выпускнице кафедры промышленного дизайна Майе Прохоровой на торжественной церемонии награждения Red Dot Concept Design Awards в Сингапуре была вручена одна из самых престижных мировых наград в области дизайна. Майя Прохорова — состоявшийся дизайнер и востребованный профессионал, реализовавший много проектов в области предметного и промышленного дизайна, получивший большое количество наград самых престижных международных конкурсов по промышленному дизайну. Свою первую победу в Red Dot она одержала еще в студенческие годы в 2015 г. за проект трехколесного скутера Tripod.
Проекты студентов, разрабатываемые в академии под руководством преподавателей кафедры промышленного дизайна (завкафедрой С. П. Хильмянов), востребованы в промышленности — проекты экстерьера атомного ледокола «Лидер», комплекса испытательного оборудования с унифицированными станками различных классов, перспективного дорожного катка, оборудования геодезической системы GNSS RTK Reach RS. Наши выпускники работают дизайнерами в крупных российских и зарубежных кампаниях: ПАО ¬«АвтоВАЗ», ПАО «Ростсельмаш», Центральное морское конструкторское бюро «Айсберг», Harman/Kardon, YAMAHA, концерн FIAT и др.
Своими результатами и победами на всех уровнях славится и кафедра дизайна костюма (завкафедрой Л. В. Королёва). В академии проводится региональный этап Международного конкурса молодых дизайнеров Благотворительного фонда «Русский силуэт», лауреат которого Саша Шадрина с коллекцией «Кукла наследника Тутти» заняла I место на выставке меха в Турине (Италия). Студенты яв¬ляются победителями конкурсов: «ЭтноМода», «Кутюрье», «Smirnoff», «Нина Риччи, “Платье года”», «Модный десант», «Адмиралтейская игла», «Золотое веретено» и др. В ходе совместной работы с фирмой «SAGA» (Финляндия) 12 человек прошли профессиональную стажировку в Международном центре дизайна Копенгагена (Дания). Ежегодно студенты участвуют с показами своих коллекций в зарубежных и международных выставках-конкурсах: Юлия Свиридова со своей коллекцией участвовала в Международном конкурсе в Пекине (Китай); Лида Демидова получила Гран-при в Барселоне (Испания) и приняла участие в международном показе «Гранд Каньон» в США; Юлия Решетникова, Наташа Короткова, Ольга Федорович, Ирина Бояринцева, Анна Лекомцева стали лауреатами международной выставки-конкурса «Шапо» в Москве.

— В музее прикладного искусства академии хранятся уникальные коллекции. Расскажите о нем, пожалуйста, более подробно. Открыт ли музей для широкой публики?
— Музей прикладного искусства является неотъемлемой частью Академии имени А. Л. Штиглица, ее культурно-просветительским, учебным и выставочным центром. Сначала он размещался в здании училища, а в 1885–1896 гг. для него построили специальное здание (архитектор М. Е. Месмахер, ныне — ¬объект культурного наследия федерального значения). Он и создавался для того, чтобы обучающиеся здесь студенты погружались в искусство, не выезжая за пределы академии, это в первую очередь именно учебный музей. С середины XX в. на галерее Большого выставочного зала представлена копия Пергамского алтаря — уникального произведения античного искусства. Музей является одним из важнейших элементов эстетического воспитания и профессиональной подготовки будущих художников и дизайнеров, притягательным центром и передовой площадкой творческих поисков в сфере искусства. После революции 1917 г. училище было закрыто, а музей в 1923 г. перешел в ведение Эрмитажа. Создание в 1945 г. Ленинградского художественно-промышленного училища (с 1953 г. — имени В. И. Мухиной) способствовало возвращению ему части коллекции, которая постепенно пополнялась экспонатами из других музеев страны.
Сегодня фонды музея включают более 35 тыс. предметов прикладного искусства: западноевропейский фарфор и восточную керамику, мебель XVI–XIX вв., русские изразцовые печи XVIII в., художественный металл и ткани, а также лучшие студенческие работы. В основной экспозиции представлено более 2,5 тыс. экспонатов, в аванзале — временные выставки из фондов музея, в выставочных залах — творческие работы современных художников. Мы гордимся тем, что имеем музей мирового уровня и делаем все для его сохранения, например проводим своими силами реставрационные работы. Музей открыт для посетителей, организованы обзорные и тематические экскурсии, проводятся учебные и развивающие занятия для различной целевой аудитории. По заявкам от учреждений к изучению фондов музея допускаются научные исследователи и специалисты. Также для ветеранов Великой Отечественной войны, блокадников, ЛОВЗ и других льготных категорий граждан по -заявкам социальных служб и общественных организаций проводятся экскурсии в рамках благотворительности и социально значимых мероприятий. По сути дела, музей и создает уникальную основу нашего фундаментального образования, позволяя на одной площадке погружаться в разные стили и эпохи.

— Фестиваль «Соляной городок — город мастеров», основанный более двадцати лет назад, хорошо известен жителям нашего города. Расскажите, пожалуйста, о концепции этого фестиваля. Планируется ли его проведение в этом году?

— «Соляной городок — город мастеров» — это фестиваль искусств под открытым небом, традиционно посвященный дню рождения Санкт-Петербурга. Целями проекта являются знакомство петербуржцев и гостей города с выдающимися художниками, мастерами и дизайнерами, а также поддержка творческой студенческой молодежи и продвижение ее проектов. В рамках фестиваля академия представляет широкой аудитории свою «школу», т. к. в нем участвуют все кафедры. Пешеходная зона Соляного переулка превращается в творческое пространство для организаторов и гостей — здесь проводятся мастер-классы и выставки, конкурсы студенческих работ, встречи с преподавателями и специалистами, концерты и презентации. В этот день демонстрируются приемы и творческие методы работы лучших мастеров и специалистов в сфере декоративно-прикладного и изобразительного искусства — наших кузнецов, монументалистов, стеклодувов, реставраторов, керамистов и пр. Все желающие принимают участие в творческом процессе, и это настоящий праздник для родителей и детей, погружающихся в волшебный мир искусства!

— На днях студенты и выпускники академии создали ледяную копию Исаакиевского собора в мраморной штольне горного парка «Рускеала» в Карелии. Как возникла эта идея и сложно ли было ее реализовать?

— Идея данного художественного проекта принадлежит студентам, а для его реализации было выбрано удивительное место. «Рус¬кеала» — комплексный памятник природы и истории горного дела, расположенный в Карелии, где добывался мрамор для облицовки соборов и дворцов Санкт-Петербурга. Команда из студентов и выпускников кафедры монументально-декоративной скульп¬туры (Василий Ануфриев, Игорь Дударев, Григорий Козенюк и Александр Перминов) делает в мраморной штольне ледовые скульп¬туры, каждый год выбирая в качестве моделей шедевры архитектуры. В этом году в течение двух недель они возвели уменьшенную копию Исаакиевского собора Огюста Монферрана (в масштабе один к двадцати, высотой около пяти метров, с использованием спе¬циальных инструментов, ледяных сталактитов и более ста блоков общим весом около пяти тонн льда, добытого из подземного озера, и проведением работ при очень низких температурах — до 30°). Так рождаются самобытные художественные проекты не только с точной передачей всех архитектурных элементов, но и новаторским подходом «подачи» произведения — особую атмосферу создают музыкальное сопровождение, эхо пещер и цветная подсветка льда изнутри.

— В последнее время много говорят о популяризации художественного образования для взрослых. Предоставляет ли академия возможность взрослому человеку, отнюдь не профессионалу, получать знания, посещать какие-то мастер-классы?
— Взрослые люди часто испытывают тягу к творчеству. Академия предоставляет множество возможностей для того, чтобы ее реализовать. Программы дополнительного образования для взрослых предусматривают гибкий график обучения, реализуются в вечернее время и выходные дни, в группах и индивидуально, а также рассчитаны на различные уровни сложности. Проводятся мастер-классы — по гончарному искусству, художественной обработке металла, скульптурной пластике, горячей и художественной эмали, искусству витража, батику, линогравюре, где каждый может освоить навыки работы с различными художественными материалами и создать произведение искусства. Для взрослых реализуется более 20 программ: «Основы композиции и рисунка», «Живопись. Цветоведение», «Основы изобразительного искусства», «Курс портрета в технике “старых мастеров”», «Решение композиционных и пластических задач в скульптуре», «Дифовка», «Роспись по фарфору» и др. На занятиях по программам дополнительного образования каждый обучающийся реализует себя в творчестве, делая свою жизнь ярче и счастливее. Сейчас у нас обу¬чаются около 150 человек, и это погружение в мир творчества является своеобразной арт-терапией.

— Работает ли Академия имени А. Л. Штиглица с дошкольниками и школьниками?
— Программы дополнительного образования для детей, которые реализуются в академии, рассчитаны на возраст от трех лет. Для дошкольников и младших школьников работает «Академия для детей» — 6 групп по 5–¬
10 ребят в каждой. На занятиях опытные педагоги помогают раскрыть творческий потен¬циал каждого ребенка, развивают его внимание и усидчивость. Рисунок, живопись и декоративная пластика помогают в развитии абстрактного и символического мышления, учат выражать эмоции с помощью линии, цвета и формы. Знакомство с различными техниками прикладного искусства развивает моторику и обогащает внутренний мир каждого ребенка. На занятиях преподаватели помогают малышам выразить себя, почувствовать волшебство искусства и полюбить творчество. Программа для младших воспитанников академии насыщена увлекательными, интересными предметами: рисунок, живопись, мультипликация, декоративная пластика, эстамп, ткачество. Все занятия проходят в игровой форме, адаптированы к возрасту учеников, мы проводим выставки работ наших маленьких учеников.
Для детей среднего и старшего школьного возраста (10–16 лет) работает «Детская академия искусств и дизайна» — 3 группы по 8–¬10 обучающихся в каждой. На занятиях учащиеся знакомятся с основами живописи и рисунка, осваивают основные законы композиции, ¬изучают исторические эпохи, художественные стили и направления, проходят дизайн-практикумы. Работу преподавателей академии с детьми всех возрастов отличают индивидуальный подход, применение эффективных авторских методик, возможность свободного выбора учебных программ, обучение и освоение навыков в области различных техник и приемов изобразительного искусства и дизайна.

— Сотрудничает ли академия с другими вузами нашего города, страны, зарубежными вузами? Реализуются ли какие-то ¬совместные образовательные или научные проекты?
— Академия осуществляет плодотворное сотрудничество с родственными по направлениям и профилям подготовки российскими вузами — МГХПА им С. Г. Строганова, СПбГАИЖСА им. И. Е. Репина, СПбГУ, СПбГУПТД, СПбГАСУ, СПбГИКиТ и др. В настоящее время все более возрастает потребность в интеграции усилий и возможностей вузов для разработки прорывных технологий, перспективных проектов, способных решать стратегические и практические задачи по развитию экономики страны. Большую поддержку во всех сферах деятельности академии оказывает Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области и его председатель А. В. Демидов. В масштабах города реализуются новые инициативы: в 2018 г. фонд «Будущие лидеры» подвел итоги проекта «МежВуз: StudUrbanLab». В нем приняли участие студентки кафедры средового дизайна Татьяна Воронина (проект благоустройства внутридворового пространства ЖК «Ижора Сити»), Людмила Гнеденко, Дарья Кузнецова (разработка концепции реконструкции Гагаринского сквера на территории Соляного городка). В ходе совместных разработок кафедры интерьера и оборудования (завкафедрой О. В. Ширинкин) с СПбГАСУ были созданы проекты по использованию мансардного пространства учебных корпусов. В рамках научных конференций, выставок и конкурсов, учебно-методической работы, развития баз практик особенно тесным и плодотворным является сотрудничество с СПбГУПТД. Конкретным примером обмена опытом двух вузов является открытие мастерской по художественной эмали в Центре творческих проектов СПбГУПТД под руководством народного художника и творческого руководителя нашей академии РФ А. Ю. Талащука.
Развивается и становится все более многообразным взаимодействие с зарубежными творческими вузами — Высшей школой искусств и дизайна (Галле, Германия), Акаде¬мией искусств и дизайна Бецалель (Иерусалим, Израиль), Университетом прикладных наук имени доктора М. С. Рамайи (Бенгалуру, Индия), Университетом керамики (Цзиндэчжэнь, Китай), Школой искусств и дизайна (Хельсинки, Финляндия) и др. Представляется актуальным ведение разноплановой работы по дальнейшему развитию международных связей, продвижение образовательных программ с целью привлечения иностранных обучающихся, ориентируясь на реализацию программы по экспорту российского образования. Для этого академия обладает необходимыми потенциалом и опытом, подтверждением чего являются установление и развитие международных связей и проектов с Индией, ярким свидетельством которых стало проведение в 2017 г. международного фестиваля «Дни индийской культуры в академии им. Штиглица». В ходе подготовки и проведения фестиваля проходили переговоры с послом Республики Индия в России господином Панкаджем Сараном и генеральным консулом Индии господином Аруном Кумаром Шармой о развитии связей с художественными образовательными учреждениями, результатом которых стало подписание договора с Колледжем искусств Университета Кералы (Индия), уже утвержденного правительством Кералы.

История, традиции, кадры, опыт, особая среда и атмосфера создают в академии благо¬приятные условия для становления творческой личности и профессионалов высочайшего уровня.

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~lkiCL