«Самое главное — научить учиться!»

 

27 Апреля 2018

«Самое главное — научить учиться!»

Интервью с ректором Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборострое¬ния Юлией Анатольевной Антохиной.

— Вы неоднократно упоминали в различных интервью, что набор в Санкт-Петербургский государствен¬ный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП) из года в год увеличивается. Чего вы ожидаете от приемной кампании 2018 г.? Какие специальности и направления подготовки сейчас наиболее востребованы?
— Увеличение количества бюджетных мест в университете можно проследить по результатам приема предыдущих лет: в 2017 г. контрольные цифры приема составили 1125 по программам бакалавриата и специалитета очной формы обучения, а в 2016 г. — 1089. Значительно увеличился набор в магистратуру — 561 место (в 2016 — 471). И несмотря на внушительное количество бюджетных мест, в ГУАП был зафиксирован самый высокий конкурс среди технических вузов Петербурга — более 15 заявлений на место. Что касается предстоящей приемной кампании, то контрольные цифры приема снова выросли: у нас 1197 мест по программам бакалавриата и специалитета очной формы обучения и 610 мест в очной магистратуре.
Размышляя же о востребованных специальностях, замечу, что говорить о популярности тех или иных направлений подготовки на данный момент сложно. Мы можем сделать срез, провести анализ по итогам прошлых лет, но о реальной востребованности вам расскажет только современный работодатель.
Что касается нашего университета, то среди наиболее востребованных спе¬циальностей технической сферы можно отметить многие направления Института аэрокосмических приборов и систем, где средний балл поступающих в прошлом году был наиболее высоким и составил 79,2, в то время как набор ЕГЭ для поступления включал такие предметы, как математика, физика и русский язык. Речь идет о таких «классических» для ГУАП спе¬циальностях, как «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» и «Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов».
Несомненно, пользуются спросом и специальности, связанные с приборостроением. Поскольку специалисты в этой области находят себе применение практически в любых производственных отраслях, а не только в авиационном и аэрокосмическом приборостроении, это действительно перспективные направления.
Ни для кого не секрет, что главный тренд последних десятилетий — все, что связано с IT-технологиями. И здесь можно практически безошибочно выделить специальность «Информационная безопасность», в рамках которой мы готовим специалистов по корпоративной безопасности, безопасности персональных данных, защите информации.
Не могу в этой связи не упомянуть о том, что в апреле этого года в нашем университете открылась совместная исследовательская лаборатория кибербезопасности ГУАП и компании InfoWatch — ведущего российского разработчика комплексных решений для обеспечения информационной безопасности организаций. У нее уже есть несколько образовательных проектов с ведущими петербургскими и российскими вузами, но в нашем случае за лабораторией не случайно закреплен статус исследовательской. Это говорит в первую очередь о высоком уровне выпускаемых специалистов и, конечно же, о перспективности данного направления.
Также хочу отметить, что в связи с постоянно растущим интересом к вопросам экологии и экологической безопасности мы ожидаем приток абитуриентов на специальность «Техносферная безопасность».
В целом же в том, что касается востребованности, то ее, как я уже говорила, в первую очередь формируют запросы заказчиков, запросы современной индустрии. На сегодняшний момент весь мир претерпевает цифровую трансформацию, что определяет направление вектора подготовки специалистов в области, связанные с цифровизацией производства. Все профессии будущего так или иначе будут связаны с этими процессами.

— В чем, на ваш взгляд, заключается наибольшая сложность подготовки инженерных кадров для отрасли, профильной для вашего вуза?

— Я бы хотела начать с момента «входа» в университет с теми знаниями, которые выпускник школы приобретает при подготовке к ЕГЭ. Для нас профильными предметами являются физика и математика. Конечно, мы стараемся брать лучших из лучших абитуриентов с высоким уровнем ЕГЭ, но, как показывает опыт, тот уровень знаний, который дается в школе, недостаточен. Школьник в системе ЕГЭ работает на результат и не всегда готов логически мыслить, раскладывать метод решения и разбираться, как дойти до правильного результата. В итоге мы сталкиваемся с тем, что в ряде случаев приходится давать математический материал «с чистого листа» и подтягивать уровень школьников по этим предметам, чтобы только к концу второго курса вводить их в профессию.
И здесь мы переходим к еще одной фундаментальной проблеме — полноценного инженера невозможно подготовить за четыре года бакалавриата! Подготовка должна осуществляться на протяжении пяти-шести лет. Сейчас только специалитет как первое профессиональное образование дает возможность подготавливать выпускников с набором компетенций, требуемых работодателями. Поэтому если говорить о бакалавриате и магистратуре, то использовать эти формы обучения можно только при сквозном подходе к подготовке инженера точечной специальности.
Именно поэтому мы работаем практически с каждым абитуриентом и говорим, что, приходя получать инженерную профессию, надо настраиваться на шестилетнее обучение. Не каждый на это пойдет, кому-то достаточно базового инженерного образования, но в этом случае мы готовим рядового инженера среднего звена, который не всегда удовлетворяет работодателя. Такого человека приходится доучивать, повышать его квалификацию, что отнюдь не способствует укреплению авторитета высшей школы.

— На сайте вуза есть отдельный большой раздел «Наука для молодежи». Насколько важно для вас как для руководителя вуза прививать студентам любовь к научно-исследовательской деятельности?
— Очень важно! Для того чтобы получить специалистов, которые готовы будут посвятить науке всю свою жизнь, в первую очередь необходимо прививать любовь к естественно-научным дисциплинам с детства, со школьной скамьи.
Самое главное — научить учиться! Это наш лозунг. На сегодняшний момент 80 % школьников в Санкт-Петербурге посе¬щают кружки и секции различного профиля в учреждениях дополнительного образования, но только каждый четвертый из них вовлечен в техническое творчество, занимаясь робототехникой, конструированием и т. д., словом, тем, что так или иначе связано с инженерией.
Конечно, хочется, чтобы научным творчеством занимался хотя бы каждый второй — тогда нам не придется переориентировать абитуриентов, пытаться заинтересовывать их физикой, мехатроникой, приборостроением. Это будет заложено в них с детства. Поэтому необходимо на уровне семьи, школы, дополнительного образования прививать любовь к техническому творчеству. И к моменту поступления в университет молодой человек будет понимать, что такое наука, сможет определить в ней свое место и представлять, каким трудом достигаются результаты в научно-исследовательской деятельности.
Сейчас же многие начинают вникать во все эти процессы только оказавшись в вузе. И мы, как можем, пытаемся мотивировать своих студентов. Так, например, в ГУАП в этом году вот уже в 71-й раз (!) проводится ежегодная научная конференция, направленная на развитие инженерного творчества. Студенты представляют свои разработки — реальные модели и проекты, которые, что называется, можно потрогать руками. Причем они могут осуществляться как под руководством преподавателей, так и по заказу работодателей, представителей индустрии, технологических партнеров. Многие наши студенты таким образом привлекаются к проектной работе по решению конкретных исследовательских задач в рабочих группах с науч¬ными сотрудниками, преподавателями.
Конечно же, большую роль играет и материальное стимулирование. Благодаря Министерству образования и науки РФ у нас существует отдельный стипендиаль¬ный фонд для поощрения студентов, проявляющих активность в различных областях деятельности. И в ГУАП особое внимание уделяется как раз стимулированию студентов, занятых научно-исследовательской работой. На конкурсной основе лучшие студенты начиная со 2-го курса могут ежемесячно получать стипендию от 10 тысяч и выше.
Ну и возвращаясь к вопросу о том, что необходимо как можно раньше привлекать будущих инженеров к научному творчеству. Эту проблему мы тоже пы¬таемся решать своими силами — так, на базе ГУАП проходит крупнейший в Петербурге фестиваль школьников «Ветер перемен», основной задачей которого является популяризация инженерного образования. Ребята начиная с 5–6-го класса могут своими глазами увидеть и своими руками «пощупать» все, что их ждет в серьезном техническом вузе.
А в прошлом году мы пошли еще дальше и открыли в ГУАП «Инженерный гараж». Это обособленная территория для школьников, где ребята получают уникальную возможность заниматься научным творчеством под руководством университетских преподавателей на самой современной материально-технической базе.

— Во время прошлой встречи вы сказали, что одна из важнейших задач вуза — внедрение проектно-технологической магистратуры. Как обстоят дела с ее решением?

— Наш вуз — технический, инженерный, и его отличительной чертой всегда была тесная связь с промышленностью, которую поддерживают многие кафедры и институты ГУАП. Идея проектно-технологической модели образования крайне проста: формирование разновозрастной команды студентов в рамках тематики конкретного исследовательского проекта. При этом исследовательские задачи на 90 % формулируются индустриальными партнерами, ведь они работают на реальном рынке и знают, какие вопросы нужно решать сейчас, завтра, послезавтра. На выходе — проектные результаты, научные статьи, прототип изобретения и самое главное — инженерная команда. Немаловажно и то, что ребята должны работать в приближенной к реальным условиям инфраструктуре.
Обучение в магистратуре основано на принципе именно такой проектной работы. Повторюсь — поступая на первый курс бакалавриата, абитуриент должен думать о шестилетнем обучении по выбранной специальности по системе бакалавриат + магистратура. Выпускная квалификационная работа бакалавра является основанием для продолжения обучения в магистратуре, так как задачи для квалифика¬ционной работы с учетом дальнейшей разработки ставит работодатель.
Развивая эту идею, два года назад мы создали для магистрантов «Инженерную школу», где используется принцип непрерывного обучения студента на протяжении шести лет по одной выбранной с первого курса специальности.

— В марте в ГУАП были открыты три новые специальности среднего профессионального образования. Расскажите о них, пожалуйста.
— Действительно, совсем недавно ГУАП получил лицензии на три новые специальности среднего профессионального образования. Все они входят в список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (топ-50). Это специальности «Сетевое и системное администрирование», «Информационные системы и программирование», «Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)».
Отмечу несколько моментов. Во-первых, эти специальности востребованы региональным запросом — мы открывали их при поддержке города. Во-вторых, эти направления связаны с профессиями будущего.
И здесь мы снова возвращаемся к факторам, формирующим востребованность. Современным работодателям уже не хватает навыков, которые дает специалистам система среднего профессионального образования. Те технологические процессы и продукты, которыми сейчас должны владеть представители рабочих профессий, уже требуют компетенций, присущих высшему образованию.
Вот почему так важно сегодня поддерживать в вузах факультеты среднего профессионального образования. В ГУАП на базе СПО создан специализированный центр профессио¬нальных компетенций, который объединяет среднее и высшее образование с промышленными заказчиками и технологическими партнерами. Работа этого центра напрямую связана с выявлением новых профессий будущего и компетенций к ним. Центр активно сотрудничает с движением «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс, Россия), и сегодня ГУАП является лидером в нескольких компетенциях.

— Команда ГУАП успешно выступила на первом национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills, Russia) и выиграла золото в компетенции «Интернет вещей» (категория Future Skills). Что значит для вуза участие в этом чемпионате? Почему, по вашему мнению, именно эта компетенция принесла вузу победу?
— Движение WorldSkills успешно зарекомендовало себя для обновления методов подготовки. Его можно рассматривать как альтернативу существующих базовых кафедр. При стремительно развивающейся индустрии для подготовки кадров уже недостаточно связи вуз — индустриальный партнер. Чтобы внедрить новшества на производстве, теперь требуется и привлечение технологического партнера. И движение WorldSkills активно способствует этому.
Мы уже два года занимаемся развитием WorldSkills в университете. При этом ГУАП стал первым петербургским вузом в международной рабочей группе FutureSkills. Это очень перспективное направление, которое позволяет не просто готовить специалистов, но и играть на опережение, задавая стандарты «профессий будущего». Мы уже сейчас можем четко скоординировать свои усилия и дать те навыки высшего образования, которые ¬необходимы для рабочих специальностей при работе с техникой, имеющей новые качественные характеристики.
Что касается компетенции интернет вещей, то она заключается в полной автоматизации процесса взаимодействия и принятия решений устройствами — как бытовыми, так и промышленными. Технология полностью исключает человека из процесса эксплуатации целых классов систем. Если говорить о промышленных масштабах, то станок, извещающий о собственных неполадках, гораздо более востребован, чем обычный. Основная точка роста для интернета вещей — именно промышленный сектор. Индустриальный интернет — концепция построения инфокоммуникационных инфраструктур, подразумевающая подключение к сети Интернет любых не бытовых устройств, оборудования, датчиков, сенсоров, автоматизированной системы управления технологическим процессом, а также интеграцию данных элементов между собой, что приводит к формированию новых бизнес-моделей при создании товаров и услуг, а также их доставке потребителям. «Голубая мечта» индустрии — максимальное сокращение персонала в процессах производства и доставки товаров и услуг, «фабрика без рабочих», и при этом чтобы сами технологии были универсальными, взаимозаменяемыми.
Поскольку эти технологии сегодня невероятно востребованы, и более того, будут востребованы через несколько лет, мы делаем на них особый упор при подготовке студентов. Это позволяет нашим специалистам занимать призовые места на различных чемпионатах.
Кстати, уже в следующем году в Казани пройдет первый в нашей стране чемпионат мира по профессиональному мастерству WorldSkills, а в 2022 г. — чемпионат Европы по профессиональному мастерству EuroSkills в Санкт-Петербурге. Поэтому я уверена, что это направление в ближайшие годы будет бурно развиваться и одним из локомотивов этого развития станет именно ГУАП.

— В ГУАП организованы четыре студенческих трудовых отряда. Расскажите, пожалуйста, об их деятельности. С удовольствием ли студенты всту¬пают в эти отряды?

— С 1960 по 2000 г. в ЛИАП и ГУАП было более тридцати строительных и сервисных отрядов. Один из самых первых и многочисленных — «Антей». Благодаря стараниям ¬заинтересованных студентов в 2016 г. «Антей» удалось возродить. Сначала было три человека, потом стало десять. После этого образовался студенческий строительный отряд «Рок», а в 2017 г. в ГУАП создали педагогический и сервисный отряды. Все они успешно провели прошлый летний сезон.
Строители работали в Москве и Волгограде, сервисный отряд — в крупнейшем отеле Ялты, а педагоги трудились три смены в детских лагерях Ленобласти. Ребята из отрядов работают официально, кто-то по трудовому договору, кто-то по трудовой книжке. Те, кто отправ¬ляется на стройку, предварительно проходят обучение, а педагоги учатся в школе вожатского мастерства.
После каждого рабочего сезона стройотрядовцы получают сертификаты. Радует, что они живут этим движением, им это действительно интересно. Отрядная жизнь — как вторая семья, ведь ребята на протяжении двух месяцев ежедневно находятся вместе.
Сейчас это движение становится все более популярным, причем сами стройотрядовцы делают его ярким и красочным. Помимо денег студенты приобретают опыт, получают те рабочие компетенции, которые по определению не может дать вуз, но которые пригодятся — всегда и всем. Строительный отряд — это не только ношение зеленой куртки-строевки и летние выезды на стройку. Это и особая романтика, и путешествия по всей стране, и новые друзья, и веселые мероприятия. И конечно, современные студенты не забывают о сложившихся традициях жизни стройотрядовцев, чтят и преумножают их.

— Расскажите, пожалуйста, о проек¬те «Дни добрых дел», который проводился в ГУАП в течение почти всего прошлого года.

— Проект «Дни добрых дел» в рамках Программы развития деятельности студенческих объединений проводился с 1 января по 30 нояб¬ря прошлого года. В нем принимали участие студенты ГУАП, а также школьники Санкт-Петербурга. В качестве партнеров выступили общественная организация «Российское движение школьников», администрация Московского района и Московский парк Победы.
Ребята занимались поддержкой и разви¬тием инфраструктуры парка Авиаторов, где при участии администрации Московского района прошла экологическая акция для школьников и студентов. Университет не случайно стал организатором экологического квеста в Московском районе, ведь именно эту часть города можно считать местом рождения вуза. Участие в квесте приняли около 200 человек: учащиеся школ Московского района и студенты ГУАП.
А в осеннем семестре в рамках программы прошел обучающий семинар «Современные социальные технологии» от эксперта Межрегионального ресурсного центра и общественной организации «Российское движение школьников» Алексея Ильина.
Также состоялась добровольческая акция по уборке территории Александровского сада от опавшей листвы. Уборка также была построена по принципу квеста: студенты разбивались на команды, искали карту с местностью, где им предстояло навести порядок, и работали.
Таким образом, проект «Дни добрых дел» полезен как для студентов, так и для общественности. Ведь очень важно прививать молодежи культуру общения с природой, показывать необходимость уборки городских территорий и помощи учреждениям в сохранении чистоты и порядка.

— В одном из интервью вы сказали, что полностью поменяли формат проведения дней открытых дверей в вузе. Что вы имели в виду? Как они проходят сейчас?
— Действительно, в прошлом году мы изменили формат проведения дней открытых дверей, и теперь это яркая, эмоциональная презентация вуза и тех возможностей, которые ГУАП предоставляет абитуриентам. Мы даем актуальную информацию о правилах поступления в понятной для школьников и их родителей форме. Не сухой документ, в тонкостях и нюансах которого нужно внимательно разбираться, а полезную информацию об особенностях приемной кампании именно этого учебного года, с указанием конкретных дат, событий, документов.
Конечно, можно зайти на сайт университета, поискать информацию на различных сервисах и в социальных сетях, посмотреть видеоролики… Но если есть возможность увидеть все собственными глазами, пообщаться с деканом, преподавателями, самому оценить реальную заинтересованность вуза в абитуриентах, его материально-техническую базу, задать важные вопросы и получить на них компетентные ответы — обязательно нужно этим пользоваться!
Я уверена, что никакие технологии, даже самые современные, не заменят живое общение. И мы делаем акцент именно на общении, на открытости и честности. Так, для того чтобы «сократить дистанцию» с абитуриентами, повысить уровень доверия, мы стали активно подключать к работе со школьниками студентов, которые разговаривают с ребятами на понятном им языке и, основываясь на собственном примере, могут рассказать обо всех нюансах студенческой жизни.
Кстати, эти же студенты будут сопровождать вчерашних школьников в их первые дни и месяцы в университете, помогая осваиваться в новых реалиях, в студенческой жизни, в учебном процессе. Для такой адаптации у нас создана целая программа «Спутник», в рамках которой студенты старших курсов помогают первокурсникам.

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~HMix6