«Быть военнослужащим — огромная честь»

 

25 Апреля 2017

«Быть военнослужащим — огромная честь»

Интервью с начальником Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского­ доктором технических наук, профессором генерал-майором Максимом Михайловичем Пеньковым.

— О Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского говорят, что это системообразующий вуз Министерства обороны Российской Федерации. Значит ли это, что вуз по своим качественным показателям занимает лидирующие позиции в подготовке кадров для военно-космической отрасли всей страны?

— Космическая отрасль нашей страны представляет собой десятки предприятий промышленности, организаций и учреждений, занимающихся проектированием и разработкой космических аппаратов и ракет-носителей, подготовкой и запуском ракет космического назначения, управлением спутниковой группировкой военного, гражданского и двойного назначения, а также сбором специальной информации, поступающей с космических аппаратов.
Широкий перечень специальностей подготовки выпускников академии и высокое качество полученного образования позволяют им занимать лидирующие позиции в воинских частях и соединениях космических войск Воздушно-космических сил и даже возглавлять их, а по окончании ­военной службы — в таких организациях и учреждениях, как ПАО «РКК “Энергия”», АО «РКЦ “Прогресс”», ФГУП «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева», АО «НПО Лавочкина», АО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнева, КБ «Арсенал». Таким образом, наши выпускники сопровождают весь жизненный цикл ракетно-космической техники — от разработки проекта космического аппарата до обработки полученной с его помощью специальной информации.
В академии ежегодно проводятся всероссийские научные и научно-практические конференции по космической тематике и информационным технологиям, в которых принимают участие ведущие ученые и представители промышленности. На этих мероприятиях формулируются подходы и пути развития «военного» космоса.

— Ваш вуз также имеет статус политехнического. По каким же спе­циальностям в академии готовят специалистов? Есть ли среди них специализации, не имеющие аналогов в нашей стране?
— Подготовка специалистов в Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского носит комплексный характер, который определяется широким спектром специальностей высшего образования, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
В соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности и свидетельством об аккредитации в академии организована подготовка военных специалистов:
— со средним профессиональным образованием по 6 военным специальностям в рамках 6 федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;
— с высшим образованием по программам специалитета по 41 военной спе­циальности в рамках 14 федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования;
— с высшим образованием по программам магистратуры по 3 военным спе­циальностям и 2 специализациям в рамках 2 федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования;
— с высшим образованием по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре по 14 научным спе­циальностям в рамках направления подготовки «Военные науки»;
— по более чем 100 дополнительным образовательным программам переподготовки и повышения квалификации.
Подготовка специалистов по специальностям, связанным с ракетно-космической обороной, контролем космического пространства и военной картографией, осуществляется в Российской Федерации только на базе академии.
Уникальность подготовки специалистов связана с их дальнейшей профессиональной деятельностью в Вооруженных силах Российской Федерации. Выпускники академии задействованы в полном цикле подготовки, запуска и управления ракет-носителей и космических аппаратов, а также выполняют задачи контроля функционирования космических аппаратов и космического пространства, обработки различной специальной информации, поступающей с них.

— В чем, на ваш взгляд, вообще заключается специфика подготовки офицерских кадров для космических войск Воздушно-космических сил? Много ли качественных изменений произошло в учебном процессе с приходом цифровых технологий? Есть ли какие-то традиции, которые с течением времени ос­таются в академии неизменными?

— Как я уже говорил ранее, академия готовит специалистов по очень широкому спектру наукоемких специальностей. Обеспечение взаимосвязи между специалистами разных специальностей, уровней образования, их взаимное развитие в целях решения задач космических войск — главная особенность подготовки в академии.
Внедрение в образовательный процесс современных инфотелекоммуникационных технологий обучения позволяет оптимизировать процесс обучения и повысить качество образования. Приведу лишь один недавний пример. В 2016 г. по решению министра обороны Российской Федерации генерала армии Сергея Кужугетовича Шойгу все вузы Минобороны России перешли на обучение по электронным учебным изданиям. Только академией было разработано свыше 1400 электронных учебных изданий, которые доступны обучающимся в любое удобное для них время, что ранее не всегда было возможно при использовании печатных учебных изданий. Кроме этого, в академии широко используются и другие формы реализации цифровых технологий.
Но главное, что остается неизменным в образовательной деятельности академии, это традиция учить обучающихся учиться. Привитие им потребности в постоянном поиске информации и собственном развитии не только в период обучения, но и в ходе дальнейшей служебной деятельности.

— ВКА имени А. Ф. Можайского — единственный вуз, имеющий орбитальную группировку космических аппаратов. Что представляет собой эта группировка и как она используется в учебном процессе?

— Во второй половине 90-х — начале ­2000-х гг.­ сразу несколько кафедр академии приняли активное участие в проводимых приоритетных разработках и научных исследованиях в области создания и применения малых космических аппаратов. Были разработаны эскизный проект учебного малого космического аппарата «Можаец» и его технологический образец. Через некоторое время состоялся запуск «Можайца-1», а затем еще трех аппаратов. Академия стала первым вузом России, имеющим свою группировку малых КА.
Затем были разработаны программы проведения космических экспериментов по отработке и испытаниям элементов перспективных космических систем, и в настоя­щее время в академии развернут учебный наземный комплекс управления группировкой малых космических аппаратов типа «Можаец». В рамках создания научно-образовательного кластера наземного комплекса управления организованы учебное дежурство обучающихся и взаи­модействие различных подразделений академии с целью внедрения в учебный процесс технологий управления МКА и формирования профессиональных навыков курсантов ­соответствующих спе­циальностей.
В будущем академия готовится нарастить группировку малых космических аппаратов. Так, например, планируется осуществить запуск малого космического аппарата «Юг».

— Довольны ли вы состоянием учебно-материальной базы академии? Есть ли у академии дополнительные площадки в Петербурге или Ленобласти?
— Учебно-материальная база академии в целом позволяет решать поставленные перед академией задачи. Однако состояние фондов академии требует масштабной реконструкции, ремонта и строительства новых объектов инфраструктуры. В настоя­щее время по решению министра обороны Российской Федерации реализуется поэтапное совершенствование инфраструктуры академии.
В условиях возобновления полноценного набора обучение курсантов первого и второго курсов организовано на удаленных территориях — курсанты первого курса обу­чаются в базе обеспечения учебного процесса в поселке Лехтуси Ленинградской области, на Карельском перешейке. Курсанты второго курса обучаются в Пушкине. На этих территориях созданы все условия для комфортного проживания обучающихся и их обучения.

— Есть ли возможность у ваших курсантов обучаться, проходить практику на новейших системах и комплексах?
— Да, безусловно. Комплекс учебных и эксплуатационных практик, а также вой­сковых стажировок курсантов является одним из важнейших этапов подготовки военного специалиста, особенно в настоящее время, когда происходит массовое перевооружение воинских частей заказчиков подготовки. В ходе практик и стажировок курсанты отрабатывают сложные технологические приемы на соответст­вующих тренажерах и учебных комплексах, после чего, являясь дублерами специалистов ­воинской части, принимают участие во всех мероприятиях эксплуатации и обслуживания штатной военной техники. В настоящее время организовано плотное взаи­модействие с командованием ­воинских частей заказчиков подготовки, по согласованию с которыми производится определение мест проведения практики будущих офицеров. География мест проведения практик на 85 % соответствует географии распределения выпускников. Так, курсанты проходят практику в ­воинских частях, расположенных не только в непосредственной близости к месту постоянной дислокации академии (Санкт-Петербург), но и в воинских частях, расположенных в Севастополе, Калининграде, Иркутске, ­Хабаровске и др.

— Одно из структурных подразделений ВКА имени А. Ф. Можайского — ­военный институт (научно-исследовательский). В академии активно проводится изобретательская и рационализаторская работа. Значит ли это, что в направлениях деятельности академии наука и научная работа занимают одно из ведущих мест?
— Научной (научно-исследовательской) деятельностью в академии занимаются без исключения все структурные подразделения. Координирует ее в масштабе академии отдел организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров, а непосредственно научные подразделения сосредоточены в военном институте (научно-исследовательском), который был создан в академии более 5 лет назад.
Научные исследования проводятся на современной лабораторно-экспериментальной базе, в составе которой имеются уникальные образцы:
— единственная в ВС РФ летная лаборатория «Фотон». Бортовые операторы данной лаборатории имеют годовой налет более 50 часов;
— аттестованная безэховая камера. Так, в частности, в данной камере успешно исследуются отражательные характеристики обтекателей самолетов Сухой-СуперДжет-100;
— баллистические стенды, стенды радиа­ционных испытаний, аэродинамические трубы, вакуумные камеры.
В соответствии с Планом научной работы академии на 2017 г. запланировано выполнение более 110 научно-исследовательских работ, 8 всероссийских конференций и научно-деловых мероприятий.
В рамках выполнения оперативных заданий академия участвует в мероприятиях Минобороны России по проверке, разработке и апробации основных концепций, положений, наставлений и других нормативных и правовых документов Вооруженных сил Российской Федерации.
Результаты научной деятельности представлены в периодическом издании «Труды Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского», включенном в перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Минобрнауки России. В минувшем году в свет вышли шесть выпусков этого издания.
В рамках популяризации и обмена опытом изобретательской и рационализаторской работы в академии издается журнал «Новатор» (вышел 34-й выпуск). В 2016 г. новаторами академии подано 27 заявок на предполагаемые изобретения, 2 заявки на полезную модель, 31 заявка на регистрацию программ для ЭВМ и баз данных. Получено 8 патентов Российской Федерации на изобретения, 2 патента на полезную модель и 75 свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных.

— Несколько лет назад вы говорили о том, что в академии реализуется проект­ внутреннего академического телевидения. Какое развитие получил этот проект? Зачем академии свое телевидение?
— С уверенностью можно сказать, что проект реализуется весьма успешно. Наш внутриакадемический информационный телеканал «Альтаир» пользуется большой популярностью среди постоянного и переменного состава. Мало того, наше ТВ постоянно наращивает свой потен­циал. В академии сложилась определенная система информационного обеспечения, в которой задействованы как профессорско-преподавательский состав, так и сами курсанты. Еженедельно создаются выпуски информационных передач «События академии», «События недели», «Православные вести», «Академия в лицах». Эти передачи освещают все стороны академической жизни: конференции и симпозиумы, спортивные соревнования и концерты, дни открытых дверей, профессиональные праздники, юбилеи и многое другое. В создании этих передач вместе с сотрудниками телецентра участвуют и сами курсанты нашего вуза. Они привлекаются в качестве ведущих, принимают участие в написании дикторских и закадровых текстов. Таким образом развиваются их творческие и коммуникативные способности.
Наше ТВ транслируется в локальную сеть академии, в которую объединены компьютеры всех сотрудников. Любой пользователь со своего рабочего места может получить доступ к просмотру передач телеканала. Кроме этого, «Альтаир» постоянно транслируют порядка 50 телевизоров, которые расположены в холлах учебных корпусов, общежитиях и столовых.
Академическое телевидение призвано решать не только информационные, но прежде всего учебно-методические задачи. Все показательные занятия и лекции при помощи мобильной студии обязательно напрямую транслируются на канале, демонстрируя новые интересные методики обучения в режиме реального времени. После чего данное видео попадает в архив. Таким образом, каждый преподаватель может посмотреть лекции лучших профессоров академии в прямом эфире или, используя сервис «Видео по запросу», в любое время может пересмотреть интересующую его лекцию. Также, используя этот сервис, можно получить доступ к огромному количеству художественных фильмов исторической и патриотической направленности.

— Важны ли в процессе обучения физическая подготовка и спорт?
— Подготовка высококлассных и образованных офицерских кадров для армии и флота является приоритетной задачей вузов Минобороны России, именно вузы на всем протяжении своего существования — основной источник комплектования Вооруженных сил. С каждым годом требования к подготовке специалистов возрастают. Это обусловлено модернизацией вооружения и техники, освоением новых видов военной техники, оптимизацией численного состава армии и флота, автоматизацией процессов управления боевой техникой и вооружением, совершенствованием средств связи и управления подразделениями. Одним из важнейших критериев готовности человека к военной службе является его физическая готовность, которая, в свою очередь, форми­руется прежде всего на занятиях по физической подготовке. Физическая культура в академии является учебной дисциплиной, обязательным разделом образовательной программы.

— В каких видах спорта традиционно сильны сборные команды академии?
— Спортивные игры: мини-футбол — чемпионы вузов МО РФ и ВКС; волейбол — призеры чемпионата вузов МО РФ; баскетбол — команда академии входит в пятерку сильнейших команд вузов Санкт-Петербурга.
Военно-прикладные виды спорта: офицерское троеборье — призеры чемпионата вузов МО РФ, чемпионы ВКС; военное пятиборье — призеры ВКС; военно-прикладное плавание (даже при отсутствии в академии своего бассейна) — призеры ВКС; стрельба из штатного и табельного оружия — призеры ВКС.
Олимпийские виды спорта: легкая атлетика — призеры чемпионата вузов МО РФ; борьба самбо — призеры Кубка ВС РФ среди вузов МО РФ; академическая гребля — призеры чемпионата вузов Санкт-Петербурга; бадминтон – призеры чемпионата вузов Санкт-Петербурга.
Другие виды спорта: гиревой спорт — чемпионы среди вузов Санкт-Петербурга, призеры чемпионата и Кубка ВС РФ среди вузов МО РФ; армейский ­биатлон — призеры ВКС.

— Как в академии чтится память А. Ф. Можайского? Как выстроить учебный и воспитательный процесс таким образом, чтобы любой выпускник мог повторить слова А. Ф. Можайского: «Я желал быть полезным своему Отечеству...»?

— В каждом уголке нашей большой академии есть упоминания об этом великом человеке — бюсты, портреты, высказывания. Ежегодно в академии проводятся ­военно-исторические и философские научные конференции, объединенные общим названием «Можайские чтения». Свою историю чтения ведут с 1988 г. Первоначально на этом форуме доклады и сообщения делали преподаватели, но с течением времени к этой работе были привлечены курсанты. По итогам историко-философских чтений последних двух лет вышли два сборника. Основная идея всех выступлений на конференциях — предлагать прогнозы развития космонавтики. Фантастика? Это только отчасти, так как прогнозы базируются на тенденциях, существующих в космической деятельности в настоящее время, и их экстраполяции на будущее. Также курсантами нашей академии осуществляется уход за могилой Александра Фёдоровича Можайского на Смоленском кладбище. Организовано регулярное посещение музея А. Ф. Можайского в Вологде. Вся жизнь Александра Фёдоровича Можайского — это постоянный поиск и непрерывное творчество, титанический труд и борьба. Он обладал волей, кипучей энергией, смелостью и научной интуицией. Его мужество, упорство и бескорыстное служение на благо Отечеству — хороший пример для идущих на смену друг другу поколений российского офицерского корпуса.

— В этом году академия отметила 305-летие. Как проходило празднование?
— 305-я годовщина — это повод еще раз обратиться к истокам, сверить нынешние дела с историческим опытом, проанализировать современное состояние, осмыслить перспективы развития.
В этом году мы отпраздновали День образования академии скромно, в рабочей обстановке. Утром 16 января провели торжественный митинг, посвященный этому событию. Это наш традиционный ежегодный ритуал. Кроме этого, состоялись торжественное собрание личного состава академии и праздничный концерт, подготовленный силами курсантов и офицеров академии.

— Как вы объясняете тот факт, что в наше время молодежь, которую часто небезосновательно упрекают в излишней свободе поведения, инфантильности, при этом активно стремится связать свою жизнь с Вооруженными силами? Ведь конкурс в военные учебные заведения сейчас чрезвычайно высок…
— Военнослужащие во все времена были эталоном гражданина и защитниками Родины. Быть военнослужащим — огромная честь, и этому званию нужно постоянно соответствовать. Поэтому совершенно неудивительно, что у многих представителей современной молодежи есть огромное желание быть самым лучшим среди своих сограждан. Конечно же, у молодежи в нынешнее время появилось множество мнений по поводу службы в армии. Для кого-то это в первую очередь престиж, ведь в последнее время наше государство заметно улучшает облик армии и подчеркивает, как почетно быть защитником Родины, для других это стремление к социальным гарантиям, потому что ни для кого не секрет, что денежное довольствие в армии стало значительно больше в последние годы. Часто молодые люди становятся военнослужащими по примеру своих отцов, дедов или прадедов, которые служили Родине или защищали свою страну в годы Великой Отечественной войны. Как бы сейчас ни ругали нашу молодежь, но все же среди них есть те, кто хотят стать защитниками Родины по зову сердца, которые считают, что это их обязанность как мужчин — быть опорой не только для своей семьи, но и для государства в целом. Также не стоит забывать и о том, что мы делаем из них не только хороших военных, но и отличных специалистов, способных решать множество задач, которые ставит современная наука. Академия дает возможность молодым людям развиваться и умственно, и физически. Не стоит, конечно же, забывать про прекрасную половину человечества — с каждым годом девушки проявляют все больший интерес к службе в армии и поступают в военные вузы. Они наравне с сильным полом несут все тяготы и лишения военной службы.

— В Московской области уже стартовала подготовка к параду, который пройдет 9 Мая на Красной площади. По каким критериям отбираются курсанты для участия в параде? И хотят ли они этого — ведь подготовка к этому событию наверняка занимает много времени и требует много сил…
— Парад Победы — одно из самых главных мероприятий в жизни страны. В семье почти каждого гражданина Российской Федерации есть свой герой и память о нем. Для военнослужащих огромная честь принимать участие в Параде Победы. Наши курсанты не являются исключением. Пройти в парадном строю — самая почетная задача, которой удостаиваются только лучшие из лучших. Отбор кандидатов для участия в параде на главной площади страны очень жесткий. Подготовка к нему начинается задолго до этого события. Для того чтобы сформировать парадный расчет, на каждом факультете отбираются курсанты по ряду критериев, таким как подходящий рост и хорошая физическая подготовка, моральная и психологическая устойчивость к физическим и психологическим нагрузкам, и, конечно же, огромное значение имеет успеваемость курсантов.
Хочу заметить, что академия принимает­ участие не только в Параде Победы на Красной площади. Парадный батальон академии, состоящий из двух коробок — офицерской и курсантской, ежегодно участвует и в Параде Победы на Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~DKWfR