«Труд учителя — это не работа, а служение»

 

30 Января 2018

«Труд учителя — это не работа, а служение»

Интервью с директором гимназии № 32 «Гимназия петербургской культуры» Оксаной Викторовной Коршуновой.

— Ваша школа называется «Гимназией петербургской культуры». Какой смысл вы вкладываете в него? И почему было принято решение дать школе такое звучное имя?
— В последнее время появилась тенденция — давать имена школам. Это делается для того, чтобы у каждой школы был свой бренд, по которому она будет легче и быстрее узнаваема, а название призвано отобразить суть образовательного процесса и его атмосферу. Наше название — «Гимназия петербургской культуры» — было принято неслучайно, нас оценили и заметили в городе именно по итогам нашего участия в конкурсах, связанных с культурными проектами, нашей работы в социальной сфере, участия детей в олимпиадах по гуманитарным предметам. Мы стали безоговорочным победителем фестиваля-конкурса «Культурной столице — культуру мира». Именно после этого на уровне губернатора города было принято решение дать нам название, связанное с культурой. Что такое петербургская культура, кто такой петербуржец? Мы задаем эти вопросы нашим детям и стараемся воспитывать их носителями и представителями петербургской культуры. Петербуржец — прежде всего толерантный человек, который старается понять представителей разных национальностей, культур, религий и традиций и умеет с ними общаться. Учить языки нужно не просто потому, что это престижно, но и для того, чтобы общаться со сверстниками, и мы уделяем этому серьезное внимание в наших межшкольных обменах. В гимназии преподаются четыре иностранных языка: английский, немецкий, китайский и испанский. Последний появился у нас только два года назад по инициативе учащихся и их родителей. Хорошо зная иностранные языки, мы не должны забывать о своем родном — наши ученики стремятся к тому, чтобы совершенно владеть и русским языком.
Существует много проектов, направленных на развитие чтения и русского языка. Яркий пример — городской конкурс «Дети читают классику детям» (их прошло уже четыре), инициатором его проведения выступила наша гимназия. Когда мы только начинали, то и не думали, что дети так проникнутся этой темой и что они действительно любят и умеют читать стихи и прозу. По итогам каждого конкурса издается аудиодиск, который записывается совместно с победителями. Главная идея состоит в том, чтобы учащиеся могли слушать классические произведения в исполнении своих сверстников. Конкурс получил большую поддержку в городе, и с этого года по решению Комитета по образованию включен в перечень олимпиадных мероприятий.
В нашей гимназии уже больше трех лет работает Агентство социальных инициатив школьников. Данный проект получился настолько актуальным и интересным, что мы стали победителями городского конкурса учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в 2015 г., с ним же мы становились лауреатами городского конкурса инновационных продуктов, а в прошлом году с проектом развития детских инициатив в сфере профориентации, трудового обучения и воспитания вошли в Федеральную целевую программу развития образования.

— Как функционирует Агентство социальных инициатив?
— Его главная идея состоит в том, чтобы дети сами генерировали идеи, которые затем воплощаются в жизнь. Начинать было сложно, ученики по обыкновению ждали инициативы от нас — педагогов. Но постепенно сами стали предлагать что-то новое и интересное. И теперь организация празднования Дня учителя и многих других праздников лежит на учениках. Гимназия находится рядом с детской городской больницей, и многие социальные проекты обусловлены этим соседством: наши ученики готовят подарки для больных детей, в том числе свои рисунки. Недавно серьезно заболел наш пятиклассник, и нашим активистам удалось провести благотворительную ярмарку, все вырученные средства от которой пошли на его лечение. Одна из замечательных акций, которые мы провели, — «Варежки для бабушки»: собирали подарки и даже выпечку для домов престарелых и приютов. Дети сами решают, куда они отправят средства от сбора макулатуры: это часто бывают приюты для животных. Вообще надо сказать, что дети очень отзывчивы, у них доброе сердце, а родители их поддерживают. Такие акции очень сближают ребят, они начинают ощущать себя единой командой, и это прекрасный воспитательный момент.

— Расскажите, пожалуйста, о международном сотрудничестве.

— Начну с того, что в Петербурге китайский язык традиционно изучается только в специализированной 652-й и нашей гимназиях, где он как второй иностранный язык преподается с 5-го класса в соответствии с учебным планом, во всех остальных — на уровне дополнительного образования. В рамках обучения китайскому языку мы уже шестой год сотрудничаем со школой «Конфуций» — лидирующей в мире школой по изучению китайского языка. Изначально инициатива ввести в школе изучение этого непростого языка принадлежала родителям. Два часа в неделю — это безумно мало для такого сложного материала, и поэтому часть детей дополнительно обучаются еще и в «Конфуции», что приводит к блестящим результатам: три наши ученицы прошли в городской тур олимпиады по китайскому языку, 1–2 выпускника в год поступают в вузы КНР. Без поддержки китайской стороны эта работа была бы невозможна, у нас преподают носители языка, а российские педагоги, которые хотят работать в нашей гимназии, проходят собеседование в «Конфуции». Каждый год наши дети ездят в языковой лагерь в город Далянь (КНР).
В рамках изучения английского языка у нас существуют многолетние связи с финскими школами в городе Порвоо, а также с Департаментом образования и культуры города -Савонлинна. Мы реализуем совместные проекты, такие, как, например, интересный экологический проект «Город и горожане», в рамках которого наши старшеклассники проводили исследования воздуха, воды и многие другие, обсуждали проблемы сбора мусора в Финляндии, а финские школьники — у нас в Петербурге. После чего они сравнивали результаты. И надо сказать, что они не всегда были предсказуемы. Финны были в восторге от Эколого-биологического центра «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных, где они побывали на занятиях по изучению пищевых добавок, и признали, что аналогов такому центру в Финляндии нет. В рамках деятельности Агентства социальных инициатив русские, белорусские и финские школьники обсуждали вопросы толерантности, провели совместный концерт. У нас был реализован совместный с Германией проект, связанный с культурой и искусством: мы принимали детей из немецкой художественной школы, которые организовали выставку в актовом зале гимназии. Затем наши учащиеся побывали с ответным визитом в Германии.

— Сотрудничает ли гимназия с другими школами?
— Да, безусловно. Наша гимназия сейчас работает в статусе городской школы-лаборатории по теме «Устойчивое развитие успешной образовательной организации». В этом статусе заняты еще три гимназии Василеостровского района, каждая из которых разрабатывает свое направление. Мы отвечаем за социальные инициативы и партнерство. Помимо этого, в рамках федеральной целевой программы развития образования мы участвуем в создании методической сети Российской Федерации. Эта работа только начинается, но мы уже успели провести вебинары для наших коллег из Республики Тыва, Калининграда, Москвы, Воронежа, Липецка, Ленинградской области. Во время осенних каникул мы принимали у себя делегацию из Кызыла. Уверена, что этот проект — наше будущее. Надеюсь, что эта методическая сеть сложится в реально функционирующую систему.
Такие проекты и дают толчок к развитию педагогической работы, потому что наша работа невозможна без постоянного совершенствования. Педагог должен быть развитой и любознательной личностью. Тогда он сможет передать этот импульс детям. Современная школа работает в новых стандартах. Учитель не должен быть «говорящей головой», простым ретранслятором знаний из учебника, он должен быть наставником, инициировать у учащихся желание получать знания и делать это правильно. Это очень актуально в наше время, когда информацию получить чрезвычайно просто, что чревато получением бессистемных знаний. Задача педагога — научить ребенка получать именно системные знания, которых требует школьная программа, и расставлять приоритеты.

— Довольны ли вы технической оснащенностью гимназии?
— Да, у нас есть все необходимое: мультимедийные панели, хорошее звуковое оборудование. Здание гимназии не такое большое, как современные новые школы, которые открываются изначально на огромных территориях, ¬имеют свои бассейны. Однако мы храним петербургские дух и стиль. Здание гимназии построено на 2-й линии Васильевского острова в 1936 г. Место у нас — знаковое и значимое. Именно здесь находился первый дом, построенный по ¬проекту Доменико Трезини. К сожалению, он не сохранился. Рядом с нами когда-то находилась первая лаборатория Михаила Васильевича Ломоносова, там сейчас висит памятная табличка. Место во многом определяет нашу нацеленность на продвижение культурных проектов. Из окон гимназии видна церковь Святой великомученицы Екатерины, на купол которой недавно после реставрации вернулся ангел, с которым связана одна из городских легенд. У нас замечательные соседи: Санкт-Петербургский государственный университет, Академия наук, Академия художеств… Наши выпускницы для дальнейшего обучения чаще всего выбирают искусствоведческие факультеты Академии художеств, СПбГУ, различные культурологические факультеты, и, что самое главное, хорошо там учатся. А вот выпускники предпочитают технические вузы и тоже вполне преуспевают в учебе. Мне задавали такой вопрос: проявляют ли наши выпускники социальную активность в вузах? Хочу отметить, что они с удовольствием участвуют в вузовских КВН, программах студенческого обмена, в различных общественных движениях. Это говорит о том, что мы их правильно воспитали, и они не боятся себя показать.

— Как учителю справляться с профессиональным выгоранием?
— Способы у каждого свои. Кто-то снижает нагрузку, кто-то перераспределяет ее, а кто-то берет годовой отпуск. По трудовому законодательству педагог может один раз в десять лет взять оплачиваемый отпуск с сохранением рабочего места, и это дает возможность предотвратить профессиональное выгорание. У нашей работы есть свои особенности. Каждый день приносит что-то новое, нужно всегда владеть ситуацией, а они могут быть разными. Учителям приходится в течение дня говорить без перерыва не менее шести часов, а силы и здоровье на это есть не всегда. Обычно педагоги, как и певцы, имеют проблемы с голосовыми связками и наблюдаются у фониатров. Дети прекрасно чувствуют, когда учитель не в форме, поэтому он должен всегда держать себя достойным образом. Сложно постоянно проговаривать материал так, чтобы тебя поняли. Работа с детьми — это огромная ответственность, которая требует больших психологических и физических усилий. Дети и родители должны доверять учителю и идти за ним. Мы обязаны очень бережно относиться к ученикам, ведь от школьного детства во многом зависит то, как сложится дальнейшая жизнь человека. Недаром говорят, что труд учителя — это не работа, а служение. Это сложно, но безумно интересно.

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА
Фотографии Вероники СЫСОЕВОЙ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~1CvdH