Очень важно чувствовать потребности нового поколения

 

25 Октября 2017

Очень важно чувствовать потребности нового поколения

Интервью с генеральным директором Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных Марией Ренгольдовной Катуновой.

— Как Дворец творчества юных отметил 80-летний юбилей? Какие события были приурочены к празднованию?
— Ленинградский Дворец пионеров открылся 12 февраля 1937 г., и я очень рада тому, что в год его 80-летия нам удалось органично вписать в календарь мероприятий города большой проект празднования юбилея. Юбилей — замечательный повод показать городу и стране, что Дворец — это, действительно, бриллиант в короне ведущих учреждений образования Санкт-Петербурга и России. С другой стороны, это возможность дать нашим сотрудникам ощутить атмосферу праздника — ¬соединить торжественность и грандиозность события и живые человеческие эмоции. И мне кажется, что нам это удалось.
Один из проектов назывался «#80ДнейдоЮбилея»: на страницах Дворца в со¬циальных сетях каждый день публиковались материалы об одном из наших сотрудников, причем не только известных педагогах, но и о тех людях, которых знают не все, но тем не менее без них жизнь Дворца невозможна. Именно они делают комфортным существование 1200 сотрудников и 16 000 детей в этих стенах. Нам приятно входить в ухоженные красивые залы, вовремя получать заработную плату, чувствовать себя социально защищенными и т. д. Мне было важно, чтобы ощущение праздника возникло абсолютно у всех.
Мы осуществили интересный издательский проект — выпустили книгу «Ступени в будущее», где впервые говорили о Ленинградском Дворце пионеров — Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных голосами его выпускников. Известные в нашем городе, стране и мире люди — выпускники Дворца разных десятилетий от 30-х гг. и до сегодняшних дней — в интервью ребятам из пресс-центра «Поколение» рассказывали о том, что значит Дворец в их судьбе. Очень важно, когда своим мнением делятся такие люди, как Герой России, летчик-космонавт Андрей Борисенко, международный гроссмейстер и пианист Марк Тайманов. К огромному сожалению, рассказ о Дворце стал последним интервью великого шахматиста. В книгу вошло 36 таких интервью-эссе, и получился некий срез того, что представляет собой педагогика Дворца, что она дает и как можно рассматривать ее результаты спустя десять, двадцать, тридцать, а то и все пятьдесят лет.
Нам, как я уже говорила, было важно предъявить Дворец творчества юных «городу и миру». В марте в Центральном выставочном зале «Манеж» прошла выставка, которую посетили 15 тысяч человек. На ней мы представили не только свои успехи, но и достижения всего дополнительного образования Санкт-Петербурга. Мы считаем, что сила Дворца еще и в том, что он притягивает к себе и является по сути своей и уставу центром развития дополнительного образования.
В апреле мы провели педагогический форум, посвященный юбилею Дворца. В нем приняли участие наши коллеги из Санкт-Петербурга, России, представители учреждений, входящих в Европейскую ассоциацию учреждений неформального образования детей и молодежи (EAICY). Сам Дворец также является членом EAICY. Состоялся разноплановый разговор о дополнительном образовании школьников: как оно будет развиваться, куда движется в России и других странах.
Ярким событием стал концерт на новой сцене Мариинского театра — это был подарок Дворцу от его великих воспитанников, достойных этой сцены. Концерт стал своего рода парафразом первого выступления ансамбля песни и танца Ленинградского Дворца пионеров, которое состоялось в год его открытия на сцене Кировского театра. И вот спустя 80 лет на новой сцене теперь уже Мариинского театра вновь выступили наши воспитанники. Концерт начался с увертюры Исаака Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта» — визитной карточки Дворца, его музыкального символа.
В нашем музее была представлена новая экспозиция. Сегодня появились неизвестные ранее материалы, и мы захотели иначе показать историю учреждения. Первый из двух обновленных залов посвящен созданию Дворца и его открытию, второй — блокадным страницам жизни Дворца пионеров.
В середине ноября в музее откроется выставка, приуроченная к 100-летию одного из корифеев Дворца Бориса Ефимовича Ритова, много лет возглавлявшего нашу фотостудию, из которой вышли такие известные фотохудожники и режиссеры, как Алексей Учитель, первым студенческим фильмом которого стала документальная картина о Дворце. Работы Бориса Ефимовича хранятся в архивах фотохроники ТАСС, в Центральном архиве фотодокументов Санкт-Петербурга. Он был талантливым педагогом и фотокорреспондентом, и вся детская и общественная жизнь Ленинграда была в его объективе.

— Давнюю историю и свои традиции имеет лагерь «Зеркальный». Чем он отличается от других детских оздоровительных лагерей?

— Это вообще тот редкий случай, когда образовательное учреждение имеет свой загородный лагерь, причем круглогодичный. Там есть школа, и дети, находясь в лагере, не отстают от школьной программы. Туда едут не только для того, чтобы поправить здоровье, хотя для юных петербуржцев это очень важно. Главное, что там продолжается творческий процесс. В лагере проходят тематические смены по разным направлениям дополнительного образования детей. Только что была эколого-биологическая смена, сейчас едут детские общественные объединения, есть смена школьных му¬зеев, смена коллективов спортивного ¬ориентирования, коллективов разных жанров хореографии, театральных коллективов и т. д. А для педагогов это своего рода педагогическая лаборатория, потому что можно посмотреть, что и как делают другие.

— Расскажите, пожалуйста, о деятельности Аничкова лицея.

— Собственный лицей был мечтой многих поколений дворцовцев. Все мы с удовольствием большую часть времени проводили именно здесь, во Дворце, и мечтали о том, чтобы у нас появилась своя школа, даже придумывали расписание. Когда в 1989 г. был открыт лицей — это стало прорывным событием. Для ребят, которые склонны к интеллектуальному творчеству, нужно было создать особые условия. Психологи и многие ученые говорят о том, что талантливым и одаренным детям не столько важны стены, в которых они находятся, сколько среда сверстников и педагогов. Наш лицей, кстати говоря, живет в очень скромных условиях — это Сервизный корпус Аничкова дворца, двухэтажный пристроенный флигель. Здесь нет суперусловий, как в современных школах. У нас есть только достаточное и необходимое для того, чтобы осуществлять образовательный процесс. Но самое главное — мы создаем среду, где интересно, можно и нужно задавать вопросы, где хочется, именно хочется, быть умным. Лицей пережил непростые годы. Сегодняшний Закон об образовании дал нам возможность перейти в статус нетипового учреждения, внутри которого существует общеобразовательная школа. Аничков лицей небольшой — сейчас у нас обучается 229 детей. Мы проводим набор в восьмой и десятый классы. В этом году конкурс составил 15 человек на место.

— Сотрудничает ли Дворец творчества юных с университетами нашего города? И если да, то в каком ключе и по каким направлениям?
— Мы сотрудничаем со всеми ведущими вузами города. Они помогают нам в проведении олимпиад и внимательно присматриваются к их победителям. Мы рады тому, что наш лицей входит в рейтинг двухсот школ России, выпускники которых поступают в ведущие вузы не только нашего города, но и страны и успешно там учатся. Мы это тоже отслеживаем. Многие наши педагоги преподают в вузах, и мы зачастую знаем, в какие руки передаем своих выпускников. Из нашего лицея поступают в разные вузы, и, несмотря на его естественно¬научный профиль, мы с полным основанием утверждаем, что он дает хорошее базовое академическое образование.

— Меняются ли у детей приоритеты в выборе направлений? Можно ли говорить о том, что в разные годы популярностью пользуются разные кружки?
— Конечно, меняются. Существует мода, и это хорошо. После успеха российских фехтовальщиков на олимпиаде в Рио-де-Жанейро к нам на фехтование пришло очень много детей. И один из старейших тренеров Дворца Ксения Аркадьевна Таджиева, чемпионка Европы среди ветеранов, в связи с этим рассказала, что когда она еще только начинала работать во Дворце пионеров, на экраны Советского Союза вышел фильм «Фанфан-тюльпан», и в кружок пришли толпы детей. Та же история, по ее словам, повторилась после выхода фильма «Три мушкетера». Мода модой, но дети приходят заниматься красивым видом спорта, и это помогает поддерживать их физическую форму всю жизнь. Мы придерживаемся того принципа, что во Дворце должны сохраняться и работать уникальные направления, которые в других учреждениях дополнительного образования реализовать сложно, потому что они требуют очень серьезной базы, профессиональных, можно сказать, эксклюзивных кадров. Когда в конце 90-х — начале 2000-х невозможно было найти ни одного ребенка, грезившего космосом, мы понимали, что наш клуб космонавтики (Юношеский клуб космонавтики им. Г. С. Титова. — Е. Ц.), в который в 60–70-е гг. шло огромное количество мальчиков и девочек, надо спасать. Первые компьютеры, которые появились во Дворце, мы отдали именно туда. И через информационные технологии мы привлекли детей, которые просто хотели заниматься на компьютерах, а тематика для них была второстепенна. Клуб не просто сохранился, но и преумножился. И наши вчерашние дети сегодня пытаются попасть в отряд космонавтов. Сейчас победители конференции «Будущее сильной России — в высоких технологиях» поедут в Плесецк на закрытый космодром, и это для них станет очень хорошим развивающим стимулом. Похожая ситуация была и с геологией: в 50–60 гг. Дворец был полон желающих заниматься этим направлением, но в 90-е гг. мы поняли, что надо придумывать что-то новое. После выхода фильма «Парк Юрского периода» дети увлеклись динозаврами — и мы включили в программу занятий палеонтологию. Очень важно чувствовать потребности сегодняшнего поколения и не бояться предлагать новое.

— Как вы считаете, в чем заключается феномен Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных? Ведь это место для каждого петербуржца — часть культурного кода города.
— Безусловно. Каждому взрослому человеку важно знать, что в городе остались места, связанные с его детством: булочная, где он покупал горячие бублики, каток, на котором впервые встал на коньки... Грустно бывает видеть, что в булочной теперь продают косметику, а сквер застроен. В такие места человек стремится вернуться, здесь он чувствует свои корни, уходящие в детство. Наш Дворец — как раз то место, о котором многие петербуржцы могут сказать, что здесь занимались их родители, сюда они ходили на новогодние елки, здесь их принимали в пионеры, здесь они впервые выступили на сцене, победили в олим¬фпиаде. Мой папа был на елке во Дворце пионеров 1940/1941 г. И для него было важно, чтобы и мне довелось побывать на новогоднем празднике в его стенах. Когда я училась во втором классе, это случилось. Я не встречала ни одного человека, у которого упоминание этого места вызывало бы негативную реакцию. Это, как правило, сразу позитив и безусловное тепло.
Город растет, к нам приходят новые поколения детей. Должны быть определенные «точки детства», которые необходимо пройти каждому петербургскому ребенку. Мы делаем все возможное для того, чтобы Дворец стал ярким периодом в их жизни.

Беседовала Елена Серебрякова
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~NEzYu