Научно-исследовательская деятельность в Военмехе в юбилейном году

 

29 Марта 2017

Научно-исследовательская деятельность в Военмехе в юбилейном году

В этом году Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова отмечает восемьдесят пятую годовщину с момента своего создания. Дата, заметим, не совсем «круглая», да и предприятий и организаций, вполне благополучно «доживших» до такого юбилея, сегодня в нашей стране более чем достаточно. Но, как нам представляется, в данном случае надо говорить именно о юбилее вуза, ведь тому есть по крайней мере одна очень важная причина.

Военмех был создан и все годы своего существования позиционировался как вуз особенный, предназначенный — по основному своему направлению — для обеспечения высококвалифицированными кадрами одной из системообразующих отраслей промышленности — оборонной. Организованный 26 февраля 1932 г. приказом № 106 по Народному комиссариату тяжелой промышленности СССР, Военмех «является единственным в стране высшим техническим учебным заведением, которое готовит инженеров для предприятий, обеспечивающих потребность Вооруженных Сил страны в вооружении». Именно так прозвучала спустя всего два с половиной года, в декабре 1934, оценка вуза Государственной инспекцией Комитета по высшему техническому образованию при Центральном исполнительном комитете СССР.

С этого номера «Вестника» мы начинаем публикацию цикла статей, посвященных юбилею Военмеха. Мы дадим слово военмеховцам: и руководителям университета, и его сегодняшним сотрудникам, и его знаменитым выпускникам — постараемся рассказать о наиболее интересных моментах из истории этого знаменитого вуза.

Сегодня мы беседуем с проректором по научной работе и инновационно-коммуника­ционным технологиям БГТУ «ВОЕНМЕХ» кандидатом технических наук С. А. Матвеевым.

— Уважаемый Станислав Алексеевич, все наши вопросы, естественно, будут связаны с подведомственной именно вам сферой деятельности университета. На каких направлениях сосредоточена сегодня науч­но-исследовательская работа Военмеха, вуза, с первых лет своего существования активно участвовавшего в научных разработках?

— Вы правы, с первых лет своего существования наш вуз самым активным образом включился в научно-исследовательскую работу. Ведь подготовка кадров для оборонной промышленности, для научных исследований, эту промышленность поддерживающих, обязательно требует непосредственного участия преподавателей и сотрудников вуза в разработке самой передовой техники ­военного назначения. Так что традиции научно-исследовательской работы у нас заложены с начала тридцатых годов прошлого века.
Сегодня научно-исследовательская и инновационная деятельность Военмеха сосредоточена на нескольких направлениях, учитывающих, что называется, вызовы нашего времени. Это вопросы создания и эксплуатации ракетной и космической техники, систем вооружения и техники специального назначения. Это и робототехника, и мехатроника, лазерная физика, техника и технология, лучевая энергетика и оптотехника, системы управления, обработки и передачи информации. Это исследования в области механики жидкости, газа и плазмы, разработка проблем динамики, прочности, качества и надежности. И конечно, это разработка новых производственных технологий, вопросы управления деятельностью предприятий и экономики.
Подчеркну, что научные направления университета полностью соответствуют профилю подготовки специалистов и согласуются с приоритетными направлениями развития науки и техники Российской Федерации. Деятельность наших научных школ, — а их за годы существования Военмеха сформировалось немало — и специализированных научно-исследовательских подразделений университета направлена на создание современной высокотехнологичной продукции, которая ориентирована в первую очередь на использование в аэрокосмической технике, высокоскоростных транспортных системах, энергомашиностроении и, конечно, при создании вооружения и военной техники.

— Названные вами направления — разработка ракетно-космических систем, ­вооружения и военной техники и т. п. — являются для Военмеха вполне традиционными. С теми же ракетными разработками ваш университет связан более семидесяти лет, чуть ли не с момента зарождения отечественной аэрокосмической отрасли. А какие новые области исследований, ­появившиеся в последние годы и развиваемые в вузе, вы могли бы выделить?
— Да, конечно, наряду с традиционными направлениями исследований, охватывающими, как можно заметить, весь спектр оборонной промышленности, у нас сегодня активно развиваются новые научные школы, в область интересов которых входят иные важные направления работы. Например, разработка высокоэффективных приводов различного назначения. Или же создание исполнительных органов на основе микроэлектромеханических и микроэлектрических приводных систем, беспроводных оптико-электронных датчиков и каналов передачи энергии и информации, систем технического зрения (здесь, впрочем, мы продолжаем замечательные традиции, заложенные в нашем вузе еще в середине 1980-х гг. в знаменитой лаборатории «Системы технического зрения»). Важной представляется работа по созданию модифицированных функционально-градиентных и слоистых КМК с SiC матрицей, по управлению их составом и структурой, улучшению эксплуатационных характеристик базовых изделий. И еще интересное и важное направление — создание модифицированных композиционных материалов, защищающих от действий магнитных и электромагнитных полей.
Быстрое развитие как традиционных направлений исследований, так и новых, о которых я только что упомянул, потребовало от нас, скажем так, определенного изменения структурной организации научной деятельности.

— И что понимается под этими «определенными изменениями»?
— Всего лишь создание такой структуры, которая наилучшим образом отвечала бы нашим целям — успешному решению тех задач, о которых я говорил. Сегодня научно-исследовательская деятельность в нашем университете организуется и осуществляется двумя большими подразделениями — Управлением научных исследований и Научно-исследовательской частью, которые объединяют структурные подразделения, осуществляющие планирование, организацию, обеспечение и реализацию научных исследований, а также научные группы по НИОКР в составе кафедр из числа профессорско-преподавательского состава и штатных научных сотрудников.
Такую структуру, как Научно-исследовательская часть (НИЧ), мы вновь создали недавно, в 2015 г., для развития упомянутых ­научных направлений и практической реализации получаемых результатов. В рамках НИЧ функционируют Институт космической техники, Институт лазерной техники и технологии, Управление перспективных разработок, несколько тематических НИЛ. Особо отмечу, при НИЧ работают и центры коллективного пользования, созданные нами в рамках выполнения договора о субсидировании по Постановлению Правительства РФ № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».
Добавлю, что над научной тематикой в рамках госзадания работают специалисты Управления научных исследований, причем научная работа ведется сотрудниками из числа преподавателей, студентов и аспирантов, а также штатных сотрудников НИЧ и Управления научных исследований. Такое распределение работ, как показали минувшие два года, дает неплохой практический результат.

— Одним из признаков нашего времени является проведение всевозможных конкурсов и грантов на финансирование различных направлений научных исследований. Насколько успешно участие Военмеха в подобных финансовых мероприятиях, помогают ли такие конкурсы развитию ­научной деятельности в университете?
— Участие в конкурсных процедурах по финансированию научно-исследовательской работы, с одной стороны, действительно помогает развивать это направление нашей ­деятельности, с другой — требует постоянного нахождения, как говорится, в тонусе, что тоже полезно для такого сложного организма, как высшее учебное заведение.
Год назад в рамках программы «Новые кадры ОПК» мы выиграли инфраструктурный проект, по которому произведена закупка современного оборудования для его использования в научной и образовательной деятельности.
В частности, нами были приобретены высокопроизводительная вычислительная система (кластер), специализированные программные системы CAE класса (ANSYS), используемые для решения широкого круга научных и образовательных задач вычислительного плана. Стоит упомянуть и ­CAD/CAM/CAE/PLM широкого круга применения (это продукция компаний АСКОН, PTC, DassaultSystemes и др.), используемое в том числе и для подготовки студентов по широкому профилю образовательных дисциплин, связанных с принципами сквозного проектирования и технологиями информационной поддержки жизненного цикла. Или же специа­лизированное оборудование и комплектующие для проведения исследований и обеспечения образовательного процесса в области физического эксперимента. Здесь важно, что оборудование, закупаемое по данному проекту, может использоваться и в образовательных, и в научных целях.
Закупленный в рамках указанной программы вычислительный кластер входит в число пятидесяти самых мощных в России. Его мощности и возможности имеющегося специализированного программного обеспечения используются как для решения прикладных научных задач, так и для обучения студентов вычислительным методам прикладной механики жидкости, газа и твердого тела. Что еще раз доказывает, что наша давняя традиция обучать новое поколение инженерно-технических работников с использованием результатов научных исследований продолжает успешно действовать.

— Поскольку речь зашла о студентах, о будущих высококвалифицированных специалистах, подготовкой которых славен Военмех, будет вполне уместен наш сле­дующий вопрос — каким образом эти будущие специалисты и ученые вовлекаются в научно-исследовательскую работу? Ведь раннее начало научной деятельности если и не гарантирует, то по крайней мере изрядно способствует успехам в зрелом возрасте.
— Это действительно важная задача — привлекать наиболее способных студентов к научной работе. Так, в Военмехе много лет функционирует Центр научного и технического творчества студентов (ЦНТТС), можно сказать, наследник знаменитого военмеховского Студенческого конструкторского бюро, которое в восьмидесятые было удостоено премии Ленинского комсомола, очень престижной в те времена. В рамках ЦНТТС студенты под руководством опытных научных руководителей ведут собственные проекты, получают тем самым дополнительные навыки и разви­вают свои изобретательские таланты. Студенты помогают в реализации «взрослых» НИР, наравне с сотрудниками вуза участ­вуют в организации научных конференций. О воен­меховских конференциях с точки зрения привлечения к ним студенчества мне хотелось бы сказать чуть подробнее.
В течение последних десятилетий Военмех регулярно проводит несколько широко известных в стране научно-технических конференций. Среди них выделяются Окуневские и Уткинские чтения (проводимые в статусе общероссийских с международным учас­тием), общероссийская научно-практическая конференция «Инновационные технологии и технические средства специального назначения». Во всех этих научных мероприятиях принимают участие ведущие вузы, пред­приятия оборонного комплекса, представители военных и силовых структур. Хочу подчеркнуть, что мы приветствуем участие в этих конференциях молодых исследователей и обычно организуем специализированные молодежные секции.
Из таких секций выросли две общероссийские молодежные конференции, пользующиеся большой популярностью у студентов, аспирантов и молодых ученых нашей страны. Это проводимая каждую весну НТК «Молодежь. Техника. Космос» — в этом году в апреле мы ждем гостей уже на девятую такую конференцию. Это и недавно организованная осенняя конференция «Старт», которая в третий раз «стартует» в ноябре. Опыт проведения и молодежных секций «взрослых» конференций, и специальных молодежных научных мероприятий однозначно говорит — участие студентов, магистрантов, а затем и аспирантов в научных дискуссиях способствует приходу в науку талантливых исследователей, обладающих вполне достаточным опытом.
Этой осенью, в дни празднования юбилея университета, мы проведем «Научный форум в Военмехе — 2017», в рамках которого состоится несколько общероссийских конференций, на которые мы приглашаем всех, кто стремится к развитию отечественной науки и техники. И молодых, начинающих свой путь в науке, и уже зрелых ученых, которым есть что сказать и своим коллегам, и подрастающему научному поколению.

Беседовал Михаил ОХОЧИНСКИЙ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~sszWQ