«Морской инженер — это базовая профессиональная подготовка + знание информационных технологий»

 

1 Декабря 2016

«Морской инженер — это базовая профессиональная подготовка + знание информационных технологий»

Интервью первого проректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Владимира ­Николаевича Тряскина.

— Каким в вашем представлении должно быть морское инженерное образование в России?

— Оглядываясь назад, я могу сказать, что в свое время получил в Ленинградском кораблестроительном институте (ЛКИ) хорошее инженерное образование, которое позволило уверенно реализоваться в профессиональном плане как на производстве (после окончания института я работал на Судостроительном заводе им. А. А. Жданова строителем по корпусу), так затем и в Северном проектно-конструкторском бюро, в аспирантуре, и в качестве преподавателя на кафедре конструкции судов в ЛКИ (СПбГМТУ). Нам давали великолепную базовую профессиональную подготовку. Развитие техники идет стремительными темпами. Современные суда проектировать очень непросто. Это раньше мы обходились простейшими инструментами типа логарифмической линейки. Сейчас современный инженер дополнительно к базовым знаниям должен хорошо владеть информационными технологиями. В настоящее время судостроение переживает новый этап развития методов проектирования судов и их составляющих частей (подсистем), который характери­зуется широким использованием автоматизированного проектирования, основанного на системном подходе, методах моделирования, решении оптимизационно-поисковых задач. Поэтому я считаю: хорошая базовая профессиональная подготовка плюс информационные технологии — это то, что нужно современному морскому инженеру. Применение информационных технологий предполагает не только умение пользоваться компьютерной техникой, но и умение ставить задачи и использовать современные автоматизированные системы различного уровня для их решения.

— Является ли задача кардинального укрепления связей с судостроительной промышленностью приоритетной для Корабелки и что делается для решения этой задачи?
— Мы постоянно говорим, что в настоящее время ключевое направление совершенствования образовательного процесса СПбГМТУ — укрепление связей с судостроительной промышленностью, концернами, корпорациями, компаниями, которым нужны наши выпускники, и акцент на расширение объема и интенсивности научной работы. Это позволит согласовать потребности производства, возможности университета и обеспечит отслеживание современных тенденций в развитии техники и технологий. С этим наш ректор Е. М. Апполонов пришел в вуз, и этот лозунг мы сейчас продвигаем практическими действиями. С этой целью организуется создание базовых кафедр на ключевых предприятиях судостроительной промышленности и в концернах. В настоящее время создано десять базовых кафедр на ведущих предприятиях города, которые постепенно налаживают свою работу. Хочу отметить достаточно успешную работу базовых кафедр в Крыловском государственном научном цент­ре (кафедры, которые специализируются на проблемах прочности и конструкции корабля, физических полей морской техники, судовой акустики и гидромеханики), в ЦМКБ «Алмаз» (кафедра кораблестроения), СПМБМ «Малахит» (комплексная кафедра корабле­строения, корабельного вооружения и морской робототехники). Совместно с ОАО «Концерн «Гидроприбор» создана научно-исследовательская лаборатория программно-аппаратных систем контроля морской техники. Недавно открыты новые базовые кафедры в АО концерн ­«Океанприбор» (кафедра проектирования морских информационных систем), в АО ЦКБ МТ «Рубин» (кафедра мехатроники и робототехники). Сейчас работаем над созданием комплексной базовой кафедры в Центре научно-технических услуг «ПРОМЕТЕЙ» (кафедра металловедения и сварки конструкционных материалов). Для повышения качества учебного процесса необходимо совершенствование университетской лабораторной базы. Конечно, мы имеем возможность использовать лабораторное оборудование предприятий, где созданы базовые кафедры, но улучшение собственной лабораторной базы, создание новых лабораторий в университете также совершенно необходимы. Для этого мы в настоящее время используем средства, выделяемые нам компаниями «Роснефть» и «Газпром», с которыми у нас заключены соответствующие соглашения. Эти компании присвоили нашему университету статус опорного вуза. Мы рассчитываем выполнять по их заказу научно-исследовательские работы. Комплект соответствующих предложений уже сформирован и направлен на согласование. В настоящий момент мы готовимся подписать соглашение с ПАО «Лукойл». Рассчитываем, что предприятия Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) также подключатся к этому процессу.

— Одно из важнейших направлений, обеспечивающих тесную связь с промышленностью и повышение качества образования, — развитие научной работы…
— За последние 3 года объем и интенсивность научных работ в университете значительно увеличились. Мы участвуем в конкурсах Минобрнауки и Минпромторга, получаем прямые заказы от предприятий промышленности и Министерства обороны РФ. Нами подготовлены и направлены на ряд пред­приятий группы ОСК предложения в программы инновационного развития. Некоторые из этих предложений уже сейчас находятся в стадии заключения хозяйственных договоров. Без научной работы невозможно обеспечить существенное повышение заработной платы преподавателей. Это — одно из приоритетных направлений нашей деятельности.

— Планируются ли какие-то изменения, усовершенствования, новшества в образовательном процессе?

— Одно из важнейших достижений, обеспечивающих повышение статуса образовательной системы СПбГМТУ, которое нам удалось реализовать, — включение основных профильных специальностей и направлений подготовки в перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, а также перевод этих специальностей с 2015/2016 учебного года в 3-ю ценовую группу по уровню субсидирования, что обеспечит увеличение бюджетного финансирования по основным специальностям и направлениям подготовки в 2,5 раза. Год назад мы закончили подготовку специалистов по кораблестроению, корабельной энергетике и автоматике, корабельному вооружению в рамках специалитета в соответствии с государственными образовательными стандартами 2-го поколения и полностью перешли на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам 3-го поколения, которые ориентированы прежде всего на двухуровневую систему подготовки. При этом в вузе сохранена подготовка специалистов-инженеров в относительно небольших объемах, прежде всего по заказу Министерства обороны России. Подготовка кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса по двухуровневой схеме, по нашему мнению, а также и по мнению основных работодателей, не в полной мере удовлетворяет потребности предприятий и организаций судостроительной отрасли. Нам удалось сохранить систему подготовки специа­листов-инженеров. Мы добились возврата госзаказа на их подготовку, правда, пока еще в относительно небольших объемах. Для этого университетом разработаны новые образовательные стандарты, позволяющие обеспечить подготовку специалистов-инженеров по кораблестроению, судовой энергетике и автоматике, корабельному вооружению. В 2015 году СПбГМТУ получил лицензию на ведение образовательной деятельности по этим стандартам. В 2016 году осуществлен прием на бюджетную форму обучения в количестве 90 чел., из которых 60 — заказ Министерства обороны Российской Федерации. Набор 2016 года показал, что желающих стать специалистом-инженером много, существенно больше, чем выделенных мест. Поэтому в дальнейшем мы планируем увеличить бюджетный набор на обучение по программамспециалитета. Хотелось бы вернуть бюджетный набор на специальность «Проектирование, производство и испытание корабельного вооружения и информационно-управляющих систем». Судя по результатам общения с представителями промышленности, специалисты по кораблестроению (проектанты, технологи), по сварке, судовым энергетическим установкам и электроэнергетике, по корабельному вооружению продолжают оставаться востребованными. Очень нужны специалисты по строительной механике корабля, гидромеханике, судовой акустике.

— Существует ли в вузе целевой набор?

— Целевой набор в вуз осуществлялся в соот­ветствии с указаниями Минобрнауки России по следующим категориям обучающихся: для организаций оборонно-промышленного комплекса в интересах различных ведомств; в интересах Министерства обороны России; в соответствии с заявками органов государственной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Доля обучающихся, принятых в СПбГМТУ на целевое обучение, регламентируется контрольными цифрами приема и составляет более 10 %. В основном целевой прием осуществлялся на обучение по образовательным программам бакалавриата (около 90 %). Кроме того, в последние годы появился заказ на подготовку по образовательным программам магистратуры, специалитета и аспирантуры. Организации и предприятия стали гораздо более взвешенно подходить к целевому приему. Зачастую в цифрах целевого набора можно обнаружить заказ по тому или иному направлению подготовки или спе­циальности для конкретной организации в количестве 1–2 человека. Мы планируем увеличивать целевой набор за счет внебюджетных студентов. Это также требует тесного взаимодействия с промышленными предприятиями.

— По каким программам ведется переподготовка кадров и пользуется ли она спросом?

— Последние три года пользуется спросом повышение квалификации работников предприятий судостроительной промышленности по информационным технологиям, которое обеспечивается специалистами нашего Института информационных технологий. В 2016 году было организовано повышение квалификации сотрудников Средне-Невского судостроительного завода по проектированию и постройке транспортных судов, в том числе из композитных конструкций, а также сотрудников ОСК и Газпромфлота по проектному управлению.
Ранее в судостроении существовал институт повышения квалификации, однако теперь его нет. И для того, чтобы занять эту нишу, мы создали «Отраслевой центр подготовки и переподготовки кадров для предприятий судостроительной промышленности». Программы повышения квалификации и переподготовки кадров разрабатываются совместно с предприятиями судостроительной промышленности. Мы только начинаем эту работу и рассчитываем, что наш опыт и компетенции будут востребованы.

— Расскажите, пожалуйста, о морской практике, которую ежегодно проходят курсанты Учебного военного центра «Корабелки». Нравится ли она им?
— В нашем университете существует морская практика курсантов двух видов: дальние походы на учебном корабле Военно-морского флота и шлюпочная практика. Мы, наверное, единственный вуз в стране, сохранивший шлюпочную практику. Даже в военных вузах ее не осталось. Раньше мы ходили по Ладоге, в этом году — по Финскому заливу в паре с университетским судном сопровождения «Кит». Четыре шлюпки со студентами совершили переход в г. Приморск, где на территории Приморской учебно-научной базы университета был развернут палаточный лагерь. В период сбора студенты ежедневно выходили в море на шлюпках, отрабатывали навыки плавания на веслах и под парусом. Начальник Учебного военного центра А. Б. Акопян говорит своим курсантам так: «Я буду специально придумывать вам препятствия, чтобы понять, есть ли у вас мотивация стать морским офицером, и если есть, то я сделаю так, чтобы она превратилась в убеждение на всю жизнь». Шлюпочные походы существуют уже более 80 лет. А практика дальних походов в нашем университете — явление новое, она существует всего три года. По личному разрешению бывшего главкома ВМФ В. В. Чиркова нашим курсантам позволено на равных условиях с курсантами военно-морских вузов всей страны участвовать в дальних походах. Студенты в результате этих походов получают бесценный опыт плавания, несения вахты, посещают порты иностранных государств. Из первого же похода наши ребята вернулись с первым местом, завоеванным по комплексу критериев, и это предмет нашей особой гордости. Дисциплина, исполнительность, организованность, уровень знаний наших студентов заслуженно получили высокую оценку командования похода.

— Как вуз отмечает 320-летие Военно-морского флота РФ?
— 30 октября 1696 года Боярская дума — тогда высший совещательный орган государства — вынесла судьбоносное решение: «Морским судам быть». Эту дату и принято считать днем рождения русского регулярного военно-морского флота. В 2016 году 30 октября — воскресенье. У нас эта дата совпадает с ежегодно проводимым днем первокурсника Учебного военного центра. Кроме этого, к празднованию 320-летия ВМФ была приурочена международная шлюпочная регата «Весла на воду!», которая прошла в начале лета на Гребном канале (Крестовский остров). В ней приняли участие более 80 команд военно-морских институтов, вузов города и клубов юных моряков Санкт-Петербурга и других городов России и ближнего зарубежья. Наш шлюпочный поход, а также дальний поход курсантов УВЦ на учебном корабле «Смольный», который в этом году прошел по маршруту Севастополь — Лиссабон — Севастополь, также были приурочены к этой дате.

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~3CFEh