Век Красковского

 

30 Апреля 2018

Век Красковского

К 100-летию со дня рождения 25-го ректора первого транспортного вуза России

Евгений Яковлевич Красковский родился 15 марта 1918 г. в селе Мутин Сумской области в очень небогатой ¬семье. В 1933 г. начал трудовую деятельность путейским ремонтным рабочим, затем кочегаром и помощником машиниста паровоза на Юго-Западной железной дороге. В 1938 г. Евгений Красковский окончил вечернюю школу в городе Нежине. Как паренек с Украины дорос до должности ректора Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, основанного в 1809 г. как Институт Корпуса инженеров путей сообщения, а ныне известен как Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, старейший транспортный и инженерно-строительный вуз России?
Начнем с того, что в год рождения будущего ректора институты инженеров путей сообщения были только в Петрограде и Москве. В 1930 г., в связи с огромными потребностями развернувшейся индустриализации, открывается Институт инженеров железнодорожного транспорта в Днепропетровске, студентом которого в 1938 г. стал Е. Я. Красковский.
С началом Великой Отечественной войны, в июле — октябре 1941 г., Е. Я. Красковский работал помощником машиниста паровоза локомотивного депо Днепропетровска, совершая рейсы в прифронтовой полосе. В ноябре 1941 г. он был направлен для продолжения учебы в Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта (ТашИИТ), который был основан в 1931 г.
В 1943 г. Е. Я. Красковский с отличием оканчивает ТашИИТ, и его назначают начальником Дорожной технической школы (Дортехшколы) Ташкентской железной дороги. Молодой инженер блестяще проявил себя как организатор, руководитель и преподаватель и уже год спустя был назначен начальником Самаркандского железнодорожного техникума, который он возглавлял до февраля 1946 г. В советской системе транспортного образования профессионально готовили работников всех железнодорожных специальностей, от путевого рабочего до техника в депо и инженера в управлении железной дороги.
В 1947 г. Министерство путей сообщения СССР переводит инженера Е. Я. Красковского, успешно справившегося с порученным делом в Самарканде, на работу в Ленинград. Он становится заведующим учебной частью Ленинградского техникума железнодорожного транспорта им. Ф. Э. Дзержинского, который был основан в 1918 г. (кстати, в год рождения Красковского) как Петроградская школа путей сообщения. В 1947 г. Красковский поступает в заочную аспирантуру Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта -(ЛИИЖТ). В 1948 г. МПС СССР назначает Е. Я. Красковского начальником ЛТЖДТ, которым он успешно руководил до 1955 г.
Сфера научных интересов Е. Я. Красковского — механика. В 1951 г. им успешно защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук по теме «Исследование причин образования местного проката паровозных бандажей».
После защиты кандидатской диссертации в 1951 г. Е. Я. Красковский еще несколько лет руководил техникумом, прежде чем счел выполненным поручение, которое дало ему МПС, назначая руководителем учебного заведения. В 1955 г. он принимает предложение ЛИИЖТа, избирается по конкурсу на должность доцента кафедры «Теория механизмов и детали машин» и сдает ЛТЖДТ своему преемнику А. И. Мима в отличном состоянии. На упомянутой кафедре института (впоследствии университета), название которой еще несколько раз изменится, Евгений Яковлевич и будет работать доцентом, а с 1967 г. — профессором до своей кончины в 1993 г.
Работа в институте дала Е. Я. Красковскому возможность проявить свои многочисленные таланты. Его знания, опыт руководителя, понимание задач, стоящих перед отраслью, работоспособность, воля в достижении поставленных целей были замечены. Коммунисты вуза и руководство городской партийной организации оказали ему большое доверие — Е. Я. Красковский избирается секретарем партийной организации ¬ЛИИЖТа, фактически становится вторым лицом в иерархии вуза.
С 1955 по 1968 г. Е. Я. Красковский работает деканом Вечернего факультета института, затем — всего несколько месяцев в 1968 г. — проректором по вечернему и заочному обучению.
В 1965 г. ректором ЛИИЖТа (двадцать четвертым) был назначен выпускник института, крупный организатор железнодорожного транспорта, бывший начальник Октябрьской железной дороги, Герой Социалистического Труда М. А. Осинцев, который начинает работу по освоению в вузе новых направлений подготовки специалистов. Тяжелая болезнь прервала выполнение задуманного, его жизнь оборвалась 3 июня 1968 г.
В августе 1968 двадцать пятым ректором института был назначен выпускник Ташкентского института железнодорожного транспорта, кандидат технических наук, доцент Е. Я. Красковский.
Выполнение пятилетних планов в области транспорта определило основные задачи институтов железнодорожного транспорта. В 60-е гг. в ЛИИЖТе, как и в других вузах страны, проходила очередная перестройка высшего образования. На этот раз в основе изменений лежали требования соединения процесса обучения с производством.
В этот период, в определенной степени под влиянием идей либерализации управления народным хозяйством, которые пытался провести в жизнь председатель Совета министров СССР А. Н. Косыгин, на ряде предприятий, в различных организациях, в том числе и в высших учебных заведениях, начали составляться комплексные планы социально-экономического развития. Организации и учреждения Ленинграда были в числе лидеров этого процесса.
Среди вузов города и страны один из первых подобных планов в конце 60-х — начале 70-х гг. начали разрабатывать и в ЛИИЖТе. Разработку комплексного плана развития вуза, ¬безусловно, можно поставить в главную заслугу ректора Е. Я. Красковского. Он смог убедить руководство МПС СССР в целесообразности и перспективности такого подхода, добиться выделения средств на комплексное обновление материально-технической базы вуза, воодушевить коллектив сотрудников института.
В 1970 г. в институте был разработан первый комплексный план учебно-воспитательной, научной работы и социального развития коллектива на 1971–1975 гг. В январе 1971 г. этот план был одобрен Бюро Ленинградского горкома КПСС. План охватывал все стороны деятельности вуза: обучение и воспитание, научно-исследовательскую и хозяйственную деятельность. Были обновлены и значительно пересмотрены формы поощрения студентов и преподавателей за успешную работу, стали традиционными ежегодные слеты отличников учебы в институте, торжественные акты посвящения в студенты и выпуска молодых специалистов. В последующие пятилетия были успешно выполнены еще два комплексных плана, в результате чего существенно улучшилось материально-техническое оснащение вуза.
Важнейшими введенными в 1980-е гг. объектами института стали студгородок в Пушкине и Дом физической культуры (ДФК), который часто называют «Дворцом спорта» (более 6 тыс. кв. м). Расположенный в непосредственной близости от общежитий, он включает в себя три спортивных зала и плавательный бассейн.
В 60-е гг. возникли новые организационные формы совместной работы ученых института и производственников. Сложился творческий коллектив сотрудников МПС, инженеров Октябрьской железной дороги, ЦНИИ МПС (ВНИИЖТ) и ЛИИЖТ. В 1964 г. совместная творческая работа была организационно оформлена в Общественный научно-исследовательский институт Октябрьской железной дороги (ОНИИ). Работа ОНИИ значительно активизировалась с приходом ректора Е. Я. Красковского. Деятельность института была направлена на развитие высокоскоростного движения поездов. ВНИИЖТ, ЛИИЖТ и специалисты дороги общими усилиями обеспечили теоретическую и практическую подготовку к введению на линии Ленинград — Москва обращения пассажирского поезда ЭР200. В дальнейшем в ОНИИ были проведены различные исследования по улучшению эксплуатации и ремонта железнодорожного пути и стрелочных переводов, локомотивов и вагонов, устройств СЦБ и связи, контактной сети. В институте занимались развитием контейнерных перевозок, созда¬нием автоматизированных систем управления производством, определением наиболее рациональных форм взаимодействия различных видов транспорта в Ленинградском узле. Началось интенсивное внедрение в научную деятельность вычислительной техники — предвестника будущей мощной программы информатизации вуза.
При 25-м ректоре появилось немало новшеств, инноваций, которым были суждены долгая жизнь и превращение в традиционные, апробированные формы работы со значительным потенциалом дальнейшего развития.
Ученые института принимали активное участие в решении научных и инженерных проблем сооружения Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Сразу после принятия в 1974 г. -Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР ¬¬«О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» коллектив ЛИИЖТа включился в решение проблем ее проектирования, строительства и последующей эксплуатации.
В начале 1975 г. ЛИИЖТ заключил договоры о творческом содружестве с проектными институтами Ленгипротранс, Ленгипротрансмост, Гипротранссигналсвязь, дирекцией БАМа и другими организациями. К 1976 г. институт разрабатывал для БАМа 60 научных тем, в которых участвовали 24 кафедры и НИИ мостов ЛИИЖТ.
Летом 1973 г., за год до начала новой эпопеи строительства Байкало-Амурской магистрали, по инициативе комитета ВЛКСМ института, поддержанной партийным комитетом и ректоратом, на строительство БАМа были направлены студенческие строительные отряды, которые были рассредоточены на протяжении порядка 600 км вдоль трассы Бурятского участка БАМа, от Байкальского до Северомуйского тоннеля. Начиная с 1974 г. ректор ЛИИЖТа Е. Я. Красковский в течение 11 лет в летние месяцы посещал студенческие строительные отряды института на БАМе.
5 ноября 1984 г. начал трудовую историю первый в стране круглогодичный отряд студентов-проводников «Смена», обслуживающий скорый поезд № 25/26 Ленинград — Москва. Отряд появился во многом благодаря энтузиазму ректора ЛИИЖТа Евгения Яковлевича Красковского и поддержке начальника Октябрьской железной дороги Геннадия Матвеевича Фадеева. Их позиция нашла понимание и у руководства МПС СССР. За три десятилетия сотни студентов вуза прошли эту школу, познакомились со спецификой работы железнодорожного транспорта в режиме непрерывной производственной практики.
2 февраля 2018 г. студенческому отряду проводников ПГУПС Северо-Западным филиалом АО «Федеральная пассажирская компания» был торжественно передан для эксплуатации состав из новых двухэтажных пассажирских вагонов, который теперь выходит на маршрут Санкт-Петербург — Москва ¬поездом № 25/26.
— Мы в очередной раз доверяем студентам отряда «Смена» работу на инновационном подвижном составе, а помогать им будут лучшие начальники поезда и командно-инструкторский состав. Поезда в двухэтажном исполнении смело можно назвать визитной карточкой качества железнодорожных пассажирских перевозок, — отметил начальник Северо-Западного филиала АО «ФПК» М. Н. Поярков.
— Круглогодичный студенческий отряд «Смена» в свое время стал первым в стране подобным проектом. Уже 33 года таким образом в тесной связке работают производство и университет. Сегодня завершается еще один шаг в развитии этого проекта, и теперь «Смена» будет обслуживать современный двухэтажный подвижной состав. Это большая честь для нас, — в свою очередь подчеркнул ректор ПГУПС А. Ю. Панычев.
В конце 1960-х гг. в вузовской среде Ленинграда, отражая большие успехи воспитанников ЛИИЖТа в занятиях физкультурой и спортом, неспроста было в ходу шуточное определение вуза, которое не раз с удовольствием повторял ректор Е. Я. Красковский на различных встречах, в частности на днях открытых дверей: «ЛИИЖТ — это физкультурный вуз с железнодорожным уклоном…»
В числе первых своих больших дел в качестве ректора Е. Я. Красковский принял план развития и усиления всех направлений физического воспитания студентов, сотрудников и организации занятий спортом. Впоследствии план перерос в полноценную программу «Здоровье». Команды института неоднократно становились победителями спартакиад вузов МПС, страны, соревнований международного уровня. Студентка механического факультета Л. Белоусова и ее партнер О. Протопопов (члены спортивного клуба ¬ЛИИЖТа) стали четырехкратными чемпионами мира и Европы и двукратными чемпионами зимних Олимпийских игр по фигурному катанию. В списке сильнейших спортсменов планеты — имена олимпийских чемпионов Б. Селицкого (Мехико, 1968, тяжелая атлетика), В. Белоусова (Гренобль, 1968, прыжки на лыжах с трамплина), Т. Холменко (1968, баскетбол), А. Конкиной (1970–1972, велоспорт), Б. Пищулина (1973, легкая атлетика), В. Епифанова (1973, тяжелая атлетика), Т. Соматой (1975–1978, подводное плавание), Р. Бабатова (1982, борьба) и многих других.
С 1960 по 1980 г. в институте было подготовлено несколько тысяч студентов-разрядников, 244 кандидата в мастера спорта и 184 мастера спорта СССР.
Важным направлением работы со студентами было эстетическое воспитание, организацию которого координировал и направлял специальный совет под председательством ректора Е. Я. Красковского. Действовал организационно-методический центр по эстетическому воспитанию — оказывалась методическая помощь в организации досуга молодежи факультетам, студенческим советам в общежитиях.
В институте насчитывалось девять коллективов художественной самодеятельности: народный коллектив студенческого академического хора; народный коллектив студенческого театра; театр поэзии и песни; студия пластики; вокальный ансамбль; студенческий театр миниатюр; киностудия ЛИИЖТ-фильм; агитбригада и оркестр народных инструментов.
Из студенческого самодеятельного коллектива под руководством режиссера В. А. Малыщицкого вырос и оформился в 1979 г. новый профессиональный театр «Молодежный», успешно работающий по сей день.
Личным примером ректор способствовал эстетическому воспитанию студентов. Будучи страстным любителем музыки, обладая прекрасным голосом и исполнительским талантом, он на протяжении многих лет был участником самодеятельного, но профессионального по уровню исполнения вокального коллектива преподавателей. Его выступления неизменно пользовались успехом на вузовских вечерах отдыха. Евгений Яковлевич заслужил славу «поющего ректора». Несомненно, это было актом, требовавшим определенного мужества и решительности со стороны руководителя такого ранга. Не будем забывать, что Е. Я. Красковский работал в непростой обстановке фактически полувоенного железнодорожного ведомства, а также в условиях, когда приветствовался подчеркнуто аскетический стиль поведения высоких хозяйственных и партийных руководителей.
Успешная деятельность профессоров, преподавателей, сотрудников института неоднократно отмечалась правительством страны. Коллективу института семь раз вручалось переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании.
За достигнутые успехи в выполнении социалистических обязательств и подготовке высококвалифицированных спе¬циалистов для транспорта в 1970 г., к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, ЛИИЖТ был награжден Ленинской юбилейной почетной грамотой, а в 1972 г., в ознаменование 50-летия образования СССР, — Юбилейным почетным знаком.
«За большие заслуги в развитии транспортной науки, подготовке и воспитании высококвалифицированных кадров и в связи со 175-летием со дня основания» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1984 г. институт был награжден орденом Октябрьской Революции. Его прикрепили к знамени вуза рядом с орденом Ленина, которым коллектив был награжден в 1945 г., 3 декабря 1984 г. в Академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), где проходило торжественное заседание коллектива института.
К праздничным мероприятиям было приурочено официальное открытие 5 декабря 1984 г. ранее принятого Государственной комиссией Студенческого городка в Пушкине (три крупных общежития, столовая и другие объекты).
В 1970–1980-е гг. количество иностранных студентов, ¬обучающихся в ЛИИЖТе, исчислялось сотнями, а в отдельные годы доходило до полутысячи. Их «удельный вес» среди студентов ЛИИЖТа был значительно выше, чем в среднем по вузам страны. Так, например, если в 1985 г. в стране на 1000 студентов приходилось 13 иностранных учащихся, то здесь их было в шесть раз больше. Число представленных ими зарубежных государств приближалось в отдельные годы к пятидесяти.
В 1960–1980-е гг. представительство польских студентов в институте стало особенно многочисленным, в отдельные годы оно доходило до ста человек. Многолетний труд по подготовке инженеров различных специализаций для народного хозяйства Польши был высоко оценен этой страной: в 1977 г. ¬ЛИИЖТ был награжден польским орденом «За заслуги» I степени.
Во второй половине 1988 г. ректор института, заслуженный деятель науки и техники РСФСР профессор Е. Я. Красковский подал в МПС СССР заявление об уходе: в марте 1988 г. ему исполнилось семьдесят лет. Евгений Яковлевич Красковский работал в должности ректора с августа 1968 г. Его деятельность оставила значительный след. Автор более 100 ¬научных трудов, в том числе 18 монографий, Е. Я. Красковский являлся крупным организатором высшего образования, ученым и общественным деятелем. Им была разработана и внедрена в практику работы вуза система комплексного пятилетнего планирования учебно-воспитательной, научной работы и социального развития коллектива вуза, получившая высокую оценку и признание во многих учебных заведениях страны.
Юноша из украинской глубинки прожил насыщенную интересную жизнь. Он вырастил двоих сыновей, построил немало домов, обрел много друзей, единомышленников, последователей. За столетие, прошедшее с рождения Е. Я. Красковского, в стране произошло немало событий. Евгений Яковлевич Красковский шел вместе со страной, со своим веком наравне. Достойный путь достойного профессионала, гражданина и патриота России.
Коллектив ЛИИЖТа, руководство отрасли, государство по достоинству оценили труд Евгения Яковлевича Красковского. Он был удостоен высшей чести члена учебного заведения — избран почетным профессором Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта им. академика В. Н. Образцова, академиком Академии транспорта РФ. Ректор Е. Я. Красковский был награжден четырьмя высшими орденами СССР: орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов и более чем десятью медалями, включая награды зарубежных стран. Евгений Яковлевич был дважды удостоен звания «Почетный железнодорожник» (в 1949 и 1984 гг.) и звания ¬«Почетный транспортный строитель».
Сложив в 1989 г. полномочия ректора ЛИИЖТа, Евгений Яковлевич продолжил работу профессором ЛИИЖТа. Министр путей сообщения СССР Н. С. Конарев назначил его ¬своим советником по вопросам высшего образования. Евгений Яковлевич вел активную деятельность, передавая свои знания и опыт молодому поколению. Он также много работал в области истории железнодорожного транспорта, под его редакцией вышел первый том уникального труда «История железнодорожного транспорта России».
Евгений Яковлевич Красковский скончался 9 октября 1993 г. Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

И. П. КИСЕЛЁВ,
инженер путей сообщения,
профессор кафедры «История,
философия, политология и социология»;
В. В. ФОРТУНАТОВ,
заведующий кафедрой «История, философия,
политология и социология»
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~4BEnB