«В музей — сегодня, в науку — завтра!»

 

1 Мая 2018

«В музей — сегодня, в науку — завтра!»

В дни весенних каникул в Санкт-Петер¬бурге прошел Второй межмузейно-вузовский фестиваль для школьников «В музей — сегодня, в науку — завтра!», основная цель которого — рассказать школьникам о последних научных достижениях и помочь им в выборе профессии и соответственно вуза. Девиз фестиваля: «Первый шаг в науку можно сделать уже этой весной!»

Нынешний фестиваль значительно расширил количество участников, и этой весной школьников приняли уже более тридцати площадок (для сравнения — в 2017 г. их было всего одиннадцать). Музеи, научно-исследовательские институты, вузы, научные и вузовские музеи открыли свои двери для юной любознательной публики и предложили им принять участие в экскурсиях, лекциях, мастер-классах, интерактивных занятиях. И это было тем более заманчиво, что многие из перечисленных площадок в обычные дни закрыты для публики.
В преддверии фестиваля в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс ¬Северо-Запад» состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие представители некоторых его участников: Елена Юрьевна Сухачёва, директор Центрального музея почвоведения им. В. В. Докучаева; Светлана Леонидовна Зюкина, генеральный директор агентства музейных коммуникаций; Михаил Валерьевич Ламакин, заместитель директора по научной работе Музея Арктики и Антарктики; Александр Дмитриевич Миронов, заведующий ¬зоологическим музеем РГПУ им. А. И. Герцена; Дарья Владимировна Осинская, специалист по связям с общественностью ИРЛИ РАН (Пушкинский дом); Юлия Сергеевна Лыкова, сотрудница Горного музея, методист по разработке детских программ; Олег Сергеевич Абрамкин, начальник научно-образовательного отдела Президентской библиотеки.
Е. Ю. Сухачёва рассказала об успешном проведении в прошлом году первого фестиваля и решении организаторов сделать его ежегодным. «Идея соединения науки и музейного пространства понравилась всем. Задачи и цели фестиваля остаются прежними: мы хотим объединить усилия музеев, библиотек, НИИ, вузов и школ Санкт-Петербурга по привлечению молодежи в науку, создать своего рода междисциплинарный союз и использовать музейное образовательное пространство как площадку для популяризации результатов современных научных исследований. Мы также хотим, чтобы был использован потенциал и музейных сотрудников, и молодых ученых, студентов, аспирантов», — заявила она. Организаторы фестиваля убеждены, что часто именно студенты и аспиранты могут увлечь школьников так, как это не получится ни у школьных учителей, ни у вузовских преподавателей. Для вузов участие в фестивале — не просто способ прорекламировать свои музеи, но и привлечь мотивированных абитуриентов. «В нашем городе есть очень много научной среды, с которой можно соприкоснуться школьнику, раньше сориентироваться и готовиться к поступлению в то или иное учебное заведение», — сказала С. Л. Зюкина. Она также отметила, что в этом году в фестивале участвовали городские библиотеки и предприятия. К примеру, «Русские самоцветы» предложили школьникам не только экскурсионную программу, но и мастер-классы. М. В. Ламакин, представляющий Музей Арктики и Антарктики, который впервые участвует в фестивале, пригласил ребят на встречу с ученым, полярником, заведующим лабораторией процессов взаимодействия океана и атмосферы Арктического и антарктического научно-исследовательского института Б. В. Ивановым. Борис Вячеславович прочел школьникам лекцию на тему «Почему в Арктике холодно» — о процессах, которые формируют погоду и климат на планете, и о специфических особенностях Арктики как кухни погоды.
А. Д. Миронов рассказал о зоологическом музее РГПУ им. А. И. Герцена. «Сейчас наш музей не просто музей, это фактически лаборатория. В его коллекции есть уникальные экспонаты, связанные с животным миром, а также представляющие собой историческую ценность (первые препараты наших академиков, которые стали великими зоологами). Музей и у студентов, и у сотрудников пользуется особой любовью», — сказал А. Д. Миронов. Поделился он также и любопытной историей: недавно при разборе чучел утконосов были обнаружены старые скомканные англоязычные газеты, сотрудники музея обратились к отделу реставрации Библиотеки Академии наук, и его сотрудники тут же приехали, чтобы исследовать обнаруженные артефакты. А. Д. Миронов отметил, что музей весьма популярен у учителей и экскурсии проводятся регулярно. Однако особой задачей фестиваля, по словам Е. Ю. Сухачёвой, является привлечение возможно более широкой аудитории. У каждого вузовского музея она своя. И тем более ценно, что фестиваль предоставляет возможность каждому из них эту аудиторию расширить. Д. В. Осинская рассказала, что Пушкинский Дом участвует в фестивале второй раз. В прошлом году совместно с Центральным музеем почвоведения им. В. В. Докучаева для младших школьников была проведена экскурсия по стрелке Васильевского острова — это место, где, можно сказать, зарождалась российская наука. Экскурсия так и называлась — «Умный остров». В этом году программа Пушкинского Дома ориентирована на учащихся тех классов, школьная программа которых включает изучение творчества М. Ю. Лермонтова. «У нас есть Лермонтовский зал — маленький музей в музее, где можно узнать о жизни и творчестве поэта с самого его рождения и до дуэли и смерти. Чтобы сделать экскурсии интересными и придать им живости, мы решили привлечь студентов-музееведов — надеемся, что вместе с детьми они придумают, как это сделать. Жизнь Михаила Юрьевича не была скучна, он был очень интересным человеком, не только поэтом и писателем, но и художником», — рассказала Д. В. Осинская. «Горный музей — это общероссийское достояние, — ¬заявила Ю. С. Лыкова. — Сейчас он занимает весь второй этаж главного здания Горного университета, это 20 залов, где представлены более 3 тысяч разных минералов, среди которых самая крупная глыба малахита весом 1504 кг, медный самородок весом 842 кг, крупнейшая коллекция метеоритов и еще много чего интересного. Помимо экскурсий у нас есть разные программы: тематические, лекционно-практические и даже мастер-классы по работе с камнем. После посещения нашего музея школьники очень часто принимают решение учиться в Горном». «Президентская библиотека является, с одной стороны, тради¬ционной библиотекой, которая хранит документы в электронном виде, а с другой — крупным многофункциональным мультимедийным, информационно-аналитическим, куль¬турно-просветительским, научно-образовательным центром, где проводится много мероприятий и интересных ¬проектов. Один из них мы приготовили для этого фестиваля, — рассказал О. С. Абрамкин, представитель Президентской библиотеки, впервые участвующей в фестивале. — Это тематические экскурсии: обзорные по современным залам и историческим интерьерам, ведь наша библиотека находится в историческом комплексе зданий Сената и Синода. Наша цель — помочь участникам в выборе профессии: на этой экскурсии мы будем рассказывать не только о наших мероприятиях, но и о профессиях, благодаря которым наша библиотека существует и является такой многофункциональной. Представлять эти профессии будут сами сотрудники».
Организаторы фестиваля убеждены в том, что фестиваль поможет многим ребятам найти свое место в жизни.

Елена СЕРЕБРЯКОВА

Участники фестиваля
В фестивале приняли участие: Музей оптики Университета ИТМО; Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной ака¬демии им. А. Л. Штиглица; Горный музей Санкт-Петербургского горного университета; Высшая школа кулинарного мастерства Санкт-Петербургского государственного экономического университета; Музей Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена; Музейный комплекс Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; музеи СПбГУ: Минералогический музей, Палеонтологический музей, Гербарий кафедры ботаники, Экспозиция кафедры зоологии беспозвоночных; Музей Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова; Музей Советской эпохи при Смольном институте; Российская национальная библиотека; Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина; Музей «Нарвская застава»; Центральный музей связи имени А. С. Попова; Музей гигиены Городского центра медицинской профилактики; Государственный музей городской скульптуры (филиал «Мастерская Аникушина»); Российский государственный музей Арктики и Антарктики; ЦПКиО им. С. М. Кирова, Елагиноостровский дворец-музей; Краеведческий музей г. Ломоносова; Военно-медицинский музей; Музей-институт семьи Рерихов; Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Центральный музей почвоведения (ФГБНУ ЦМП им. В. В. Докучаева); Лаборатория Института высокомолекулярных соединений; Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН; Лаборатория Всероссийского института сельскохозяйственной микробиологии; Институт истории РАН; Лаборатория аквариальных морских исследований Зоологического музея Зоологического института РАН; Музей-квартира П. К. Козлова РАН; Интерактивный центр истории метрополитена; Ювелирный завод «Русские самоцветы»; Агентство музейных коммуникаций.
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~yB45W