РГПУ им. А. И. Герцена — тексты новой природы

 

29 Марта 2018

РГПУ им. А. И. Герцена — тексты новой природы

Роль и место любого университета в современном образовательном ландшафте во многом определяется оптимальным сочетанием двух факторов — консерватизмом, т. е. способностью сохранять и поддерживать традиции и ценности, позволяющие университету не утратить изначального смысла своего существования, и новаторством, т. е. умением поддерживать способность к изменениям.

Возрастание сложности и динамизма современного мира определяют многие новые тренды в жизни университетов, что проявляется в расширяющейся диверсификации учебных планов и программ, быстром возникновении новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дисциплин. Глобализация мира имеет своим следствием процесс трансформации образовательного пространства в реально единое и сопровождается активной интернационализацией. Качественно изменяются требования к подготовке специалистов со стороны работодателей, и университетам приходится искать новый баланс соединения учебной, научно-исследовательской и практической форм деятельности. Важным фактором изменений становится и необходимость формирования у обучающихся умений и готовности к непрерывному самообразованию. Неразвитость этого навыка существенно снижает конкурентоспособность специалиста на рынке труда. Изменение правил игры в социокультурном пространстве заставляет изменять и способы организации и управления учебным процессом в вузе: требуется создание условий, при которых студент перестает быть пассивным объектом обучающей деятельности и становится активным субъектом рефлексивно-исследовательской познавательной деятельности.
Стремительное развитие новых технологий, в частности информационно-коммуникативных, колоссальное увеличение информационных потоков, обрушивающихся на современного человека, а также и способов получения информации породили проблемы, поиск путей решения которых заставляет заново переосмыслить вопрос о природе человеческого восприятия и серьезном вытеснении понятийного сознания клиповым. Столкновение в современном образовательном учреждении двух реальностей — книжной и экранной — привело к углублению разрыва между обучающими и обучаемыми.
Дело в том, что понятийное восприятие отсылает субъекта познания к знаку, а клиповое сразу открывает доступ к образу, а через образ к смыслу. Массовая распространенность экранной культуры и Интернета делает для обучающихся все менее привлекательным метод самостоятельного воображения, предлагаемый учителями в рамках традиционной парадигмы понятийного мышления, опирающегося на книжную, т. е. текстовую, реальность. Отсюда и повсеместно отмечаемая неготовность «читать большие тексты и слушать длинные речи», а также неразвитость понятийного мышления, неумение обобщать и устанавливать логические взаимосвязи, нежелание читать книги и неспособность к концентрации и сохранению внимания и в целом ослабление когнитивных способностей молодого поколения.
Одно из последствий экспансии клипового сознания проявляется и во все большем распространении языкового минимализма, что создает проблемы для эффективности традиционных форм коммуникации. Ставится под вопрос не только сама возможность диалога между учителями и учениками, но и осуществимость весьма рутинной и знакомой формы «знаниевого обучения». Виртуальная ¬реальность, клиповые картинки фактически формируют «параллельный язык», и передаваемые им смыслы все более расходятся со смыслами, возникающими в результате «обработки» текстовых символов.
Упомянутые здесь явления создают весьма серьезные вызовы перед всем образовательным сообществом и диктуют необходимость нахождения новых методов обучения, адекватных складывающейся социокультурной и языковой ситуации. А она такова, что, как свидетельствуют специалисты, наряду с очевидным снижением в потребности в чтении у нового поколения наблюдается более позднее овладение речью, бедность словарного запаса, растущее количество дислексий (нарушения чтения), дисграфий (нарушения письма) и дислогий (неспособность использовать родной язык как главный инструмент сознания, освоения культурного опыта, общения). Преподаватели самых престижных вузов и в России, и на Западе отмечают усиливающуюся языковую деградацию каждого нового поколения студентов: «Если лет десять назад у молодежи существовала проблема изложить мысль письменно, то теперь они ее не могут правильно высказать».
Разумеется, язык, как и все в этом мире, подвержен изменчивости. Языковые формы, как и любые другие культурные формы, исторически преходящи. Требуются внимательное изучение всего многообразия современных языковых процессов и тщательный их учет при обновлении образовательных стандартов и программ в учреждениях дошкольного, среднего и высшего образования.
В этом отношении практически значимым может оказаться начинание РГПУ им. А. И. Герцена, где в качестве компонента Лексикографической программы университета, по инициативе ректора, профессора филологии Сергея Игоревича Богданова, предпринята разработка концепции модельных тематических словарей, выстроенных по принципу «текстов новой природы», отличительной особенностью которых является использование разнородных символов вербальной и невербальной природы, зафиксированных на различных носителях информации.
Следует признать, что подготовка педагогов всех уровней, включая вузовский, а также всей системы повышения квалификации действующих учителей не включает курсов, дающих возможность формировать у обу¬чающихся навыки и умения работы с текстом по тому или иному предмету (истории, географии, биологии, физике, химии и другим). Недостаточной в этом отношении следует признать и подготовку молодых преподавателей университетов.
Важным инструментом решения обозначенной выше проблемы может стать подготовка специалистов по чтению, письму, мышлению и другим направлениям формирования и развития универсальных учебных действий в начальной и средней школе, а также специалистов по развитию универсальных умений и навыков университетского уровня (общеуниверситетской подготовки). С этой целью кафедрой ЮНЕСКО Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена подготовлены и открываются новая программа по подготовке магистров «Коммуникативные технологии в образовании» и дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Современные методики разработки и использования письменных заданий в преподавании дисциплин со¬циально-гуманитарного цикла».
Слушатели этих программ получат возможность подробно ознакомиться с отечественным и зарубежным опытом организации подготовки специалистов в области чтения, письма и критического мышления.
Полученные в ходе обучения знания, а также приобретенные умения и навыки помогут выпускникам стать уникальными специалистами, владеющими самыми современными педагогическими технологиями и способными решать задачи организации ¬обучения, воспитания и развития обу¬чающихся в процессе овладения чтением и письмом как универсальными коммуникативными технологиями. Открытие этого направления подготовки укрепит способность наших образовательных институций решать стоящие перед ними задачи на самом современном уровне.

В. М. МОНАХОВ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~8194s