РГПУ им. А. И. Герцена — флагман инклюзивного образования

 

4 Декабря 2017

РГПУ им. А. И. Герцена — флагман инклюзивного образования

Современный этап развития отечественной системы образования характеризуется отчетливым усилением в ней интеграционных тенденций, когда реальностью становится инклюзивный формат обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В полной мере это относится и к высшей школе, которая, отвечая на вызов времени, предпринимает усилия, направленные на воплощение в вузовской практике инклюзивной философии образовательной политики.
В этом смысле важнейшим событием стало решение Министерства образования и науки Российской Федерации о создании на базе ведущих вузов страны ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Данная мера может и должна явиться важным фактором повышения качества и доступности высшего образования для инвалидов в нашей стране.
Приказом Минобрнауки РФ № 1021 от 20 октября 2017 г. такой ресурсный учебно-методический центр (РУМЦ) был создан на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, причем этот вуз стал единственным представителем петербургской высшей школы, вошедшим в число 16 российских университетов-лидеров, где будут функционировать подобные центры, призванные содействовать развитию инклюзивного высшего образования в различных регио¬нах нашей страны. Этот РУМЦ должен стать катализатором и инструментом развития инклюзивного высшего образования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — именно такая «зона ответственности» закреплена за ним.
Определение Герценовского университета в качестве базы для создания РУМЦ вполне закономерно как с исторической точки зрения, так и с учетом нынешнего опыта и достижений, отражающих флагманский статус РГПУ им. А. И. Герцена в сфере инклюзивного образования.
Что касается истории, то ведь именно в санкт-петербургском Воспитательном доме — предтече современного РГПУ им. А. И. Герцена — в 1806 г. было открыто первое в стране специализированное учебное заведение — училище для глухонемых, что фактически ознаменовало собой зарождение всей отечественной практики систематического обучения лиц с проблемами в развитии. И Герценовский университет бережно хранит эти более чем двухвековые традиции педагогической работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Что же касается сегодняшнего дня, то в РГПУ им. А. И. Герцена в настоящее время обучаются свыше 120 студентов с инвалидностью, успешно осваивающих в инклюзивном формате образовательные программы бакалавриата и магистратуры по широкому спектру направлений подготовки. При этом сформированная в университете система социально-реабилитационной поддержки профессионально-образовательной деятельности студентов-инвалидов различных категорий создает необходимые условия для удовлетворения их специфических со¬циально-образовательных потребностей, обеспечивая и подлинную доступность образования, и его высокое качество. Выпускники университета из числа инвалидов не только успешно трудоустраиваются в учреждениях системы образования и социальной защиты населения, не только занимают лидирующие позиции во всероссийских общественных организациях инвалидов, но и, выдерживая конкуренцию на рынке труда, реализуют себя в других профессиональных сферах.
Круг задач, которые призван решать созданный на базе РГПУ им. А. И. Герцена РУМЦ, весьма широк: от консультирования образовательных организаций и проведения различных мониторингов до повышения квалификации вузовских работников, подготовки учебно-методических комплексов и содействия вузам в трудоустройстве выпускников.
Одним из ведущих направлений деятельности РУМЦ является профориентация учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ. В рамках этого направления на 2017 г. запланировано проведение двух «университетских дней» на их базе.
Первый из них состоялся 15 ноября. Представители РГПУ им. А. И. Герцена посетили юкковскую специальную школу-интернат (Всеволожский район Ленинградской области), где обучаются дети с нарушением слуха. К участию в мероприятии были приглашены и учащиеся из другого аналогичного образовательного учреждения Ленинградской области — сясьстройской специальной школы-интерната (Волховский район).
В итоге в актовом зале юкковской школы-интерната собралось более 50 учащихся, перед которыми выступили заместитель директора РУМЦ А. П. Антропов и директор центра по работе с талантливой молодежью и абитуриентами Т. Г. Гдалина.
Т. Г. Гдалина рассказала школьникам о возможностях обучения в Герценовском университете, о его факультетах и институтах, о правилах приема в университет. В частности, она обратила внимание собравшихся на то, что квота для абитуриентов, поступающих в университет по особым правилам, а именно к этой категории и относятся лица с инвалидностью, составляет 5 %, т. е. им обеспечивается реальная возможность получения образования в одном из самых престижных вузов Северной столицы в инклюзивном формате. Кроме того, было подчеркнуто, что глухие и слабослышащие абитуриенты могут воспользоваться правом на применение специальной аппаратуры во время вступительных испытаний в РГПУ им. А. И. Герцена, а также на сурдопереводческое сопровождение.
А. П. Антропов в своем выступлении особое внимание уделил институту дефектологического образования и реабилитации — одному из старейших учебных структурных подразделений Герценовского университета, готовящемуся в следующем году отметить свое 100-летие. Рассказав школьникам об образовательных профилях, по которым ведется подготовка в институте, напомнив о том, что в состав института входит кафедра сурдопедагогики, которая в 2018 г. тоже отметит свой вековой юбилей, а также проинформировав о том, что в институте есть специально оборудованные аудитории со звукоусиливающей аппаратурой, А. П. Антропов завершил свое выступление эмоциональным обращением к учащимся двух интернатов: «Зову вас в наш замечательный университет, в наш замечательный институт! Приходите!»
После презентаций будущие абитуриенты в интерактивном режиме получили ответы на все возникшие у них конкретные вопросы, касающиеся вступительных испытаний в рамках приемной кампании в РГПУ им. А. И. Герцена.
Кроме Герценовского университета в рамках мероприятия свои возможности в плане обучения лиц с особыми образовательными потребностями представил также еще один вуз Санкт-Петербурга — Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга.
Состоявшаяся встреча оставила у всех ее участников яркие впечатления.
Исполняющая обязанности директора юкковской школы-интерната Ж. В. Радченко отметила, что все те цели, которые намечались перед проведением «университетского дня», были достигнуты. Диалог между учащимися и представителями РГПУ им. А. И. Герцена, по ее мнению, получился и содержательным, и конструктивным. Ж. В. Радченко выразила уверенность в дальнейшем расширении традиционного и масштабного сотрудничества между юкковской школой-интернатом и Герценовским университетом, что, в свою очередь, благотворно скажется на развитии инклюзивного образования в регионе и откроет новые возможности для детей с нарушением слуха.
Профориентационная деятельность РУМЦ РГПУ им. А. И. Герцена продолжается: уже 22 ноября «университетский день» состоялся на базе ГБОУ «Центр “Динамика”» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга — школы, в которой обучаются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
И в этом отчетливо видится воплощение того, что только через взаимодействие и совместные усилия вузов и школ лежит путь к подлинной интеграции школьников с ограниченными возможностями здоровья в открытое пространство высшего образования.

Николай БРИНКЕН
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~RsGea