Расширенное заседание коллегии Минобрнауки РФ

 

26 Апреля 2017

Расширенное заседание коллегии Минобрнауки РФ

3 апреля состоялось расширенное заседание коллегии Министерства образования и науки РФ. Основным докладчиком выступила министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева. На повестке дня стояло подведение итогов деятель­ности министерства за 2016 год и обсуждение задач на 2017.

Заседание коллегии открыли курирующие направления образования и науки заместители председателя правительства РФ Аркадий Владимирович Дворкович и Ольга Юрьевна Голодец. А. В. Дворкович остановился в своем докладе на развитии науки. Первое и главное событие научной политики — утверждение новой стратегии научно-технического развития, утвержденной президентом РФ. Отличительная особенность — стратегия сформирована не по отраслевому научному признаку, а по принципу выделения главных вызовов, стоящих перед миром в целом, глобальной экономикой, а также российскими экономикой и обществом. Стратегия концентрируется на тех ответах, которые фундаментальная и прикладная наука должны дать на эти вызовы, имеющие междисциплинарный характер. «Мы должны сфокусироваться на обеспечении именно такого подхода», — подчеркнул А. В. Дворкович. В этом контексте важным и обязательным становится взаимодействие научных организаций и университетов. ­Мин­обрнауки продолжит работу по формированию современной научной инфраструктуры, и особенно важным становится обеспечение полноценного доступа к глобальным библиотечным ресурсам, а также доступность широкополосного Интернета и облачных данных. «Из-за нерешенности ­научных, технологических проблем мы вынуждены тратить много времени и административных ресурсов на решение проблем», — отметил А. В. Дворкович. Одна из важнейших задач — налаживание взаимодействия центральной фундаментальной и отраслевой науки (медицинской, сельскохозяйственной и т. д.), традиционно несколько разобщенных.
О. Ю. Голодец отметила важность расстановки акцентов и постановки задач на предстоящий период. 2017 — это год, когда истекает срок исполнения майских указов Президента РФ, которые должны быть исполнены «точно, в срок и безукоризненно». За исполнением майских указов следует и вторая задача — достижение необходимого качества в системе образования, которое следует из повышения заработной платы и требований к уровню квалификации сотрудников. О. Ю. Голодец сказала несколько слов и о программе Топ-100, в которой на сегодняшний день по разным критериям устойчиво присутствуют девять вузов, что, безусловно, является хорошим показателем. Еще шесть вузов в настоящий момент входят в Топ-50. Обращаясь ко всему ректорскому корпусу, присутствующему на заседании, О. Ю. Голодец отметила огромный потенциал возглавляемых ими вузов и призвала двигаться вперед с большей интенсивностью. «У каждого есть своя линейка, но в этой линейке вы должны быть лидерами. Россия каждый день утверждается на мировой арене в системе образования. Мы являемся восьмой страной в мире по приему иностранных студентов, и число зарубежных студентов, которые обучаются у нас на коммерческой основе, растет. Образовательная отрасль — это то, в чем мы имеем серьезный потенциал», — заявила она.
В своем докладе министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева особо отметила, что в нашей стране поддерживается доступность бесплатного образования. Из 100 выпускников школ 57 поступают в вузы на бюджетные места. Министр отметила: «При определении контрольных цифр бюджетного приема мы всегда исходим из разных показателей. Прежде всего это потребность региона и отраслей экономики в подготовке кадров. Мы учитываем также и ключевые пожелания российских предпринимателей. Они очень активизировались в этом году — мы имеем 13 тысяч предложений с их стороны. В последние 3 года наблюдается рост потребности в выпускниках естественно-научных, инженерно-технических, педагогических и медицинских направлений подготовки и специальностей. Это также учитывается при формировании контрольных цифр приема. Свыше 80 процентов выпускников медицинских вузов, а также всех направлений, связанных с техникой и технологиями, находят работу по окончании вуза. Это большая цифра». О. Ю. Васильева рассказала о двух новых проектах, реализуемых министерством. Первый направлен на совершенствование целевого договора, второй — на снятие излишних административных барьеров при создании базовых кафедр, без которых невозможно подготовить хороших специалистов, особенно инженерных специальностей. Отдельными темами доклада министра стали модернизация педагогического образования (при министерстве создан специальный ­координационный орган); подготовка специалистов в области ОПК; создание научно-исследовательской инфраструктуры во всех университетах; усиление интеграции вузов и научно-исследовательских институтов, в том числе путем внедрения студенческой практики на старших курсах; доработка нормативно-правовой базы и снятие всех проблем, стоящих перед аспирантурой. «Приоритетом государственной политики является обеспечение качества содержания образования», — заявила О. Ю. Васильева.
В заседании коллегии Министерства образования и науки РФ приняли участие первый заместитель председателя Комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга И. Ю. Ганус, представители петербургской высшей школы — ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого академик РАН А. И. Рудской, и. о. ректора Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена член-корр. РАО С. И. Богданов, и. о. первого проректора РГПУ им. А. И. Герцена, академик и вице-президент РАО В. В. Лаптев, ректор НИУ ИТМО В. Н. Васильев, член-корр. и заместитель руководителя центра русского языка и славистики РАО профессор СПбГУ Е. И. Казакова, а также директор информационного агентства «Северная Звезда» Т. В. Попова и корреспонденты нашей газеты.

Елена СЕРЕБРЯКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~plDDE