Первый спутник. Уже шестьдесят…

 

28 Октября 2017

Первый спутник. Уже шестьдесят…

…1957 г. Сентябрь. В Советском Союзе широко, с размахом отмечается столетие со дня рождения К. Э. Циолковского. На торжественное заседание Академии наук, посвященное этому событию, в качестве основного докладчика приглашен Сергей Павлович Королёв, пока еще мало кому известный руководитель очень закрытой конструкторской организации, ну, а в ближайшем будущем — таинственный Главный Конструктор. Обращаясь к аудитории, состоящей из выдающихся отечественных ученых, он говорит: «…в ближайшее время в СССР и США будут произведены пробные пуски искусственных спутников Земли». Королёву хлопают, но, как говорится, из вежливости: запуск спутника в представлении большинства — дело очень отдаленного будущего. В начале года на письмо Президента Академии наук СССР, приглашавшего ее членов к обсуждению программы научных исследований в космосе, большинство ответило, что, мол, «фантастикой не интересуемся». А Королёв, сделав доклад, отправляется на космодром, точнее на испытательный полигон, — там заканчивается предстартовая подготовка ракеты-носителя, которая должна вывести на орбиту тот самый спутник. Который скоро, всего через полмесяца, станут называть Первый Спутник.

4 октября 1957 г. в 22 часа 28 минут по московскому времени в истории человечества появилась новая веха. Легендарная королевская «семерка» вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли — маленький шарик массой чуть более восьмидесяти килограммов. «Слушайте сейчас звук, который навсегда разделяет старое и новое!» — прокричал в эфир диктор американской Эн-би-си, включая запись сигналов, передаваемых с орбиты. «Нравится вам или нет, но судьба каждого из нас теперь связана с развитием космических путешествий…» — констатировал американский еженедельник «Ньюсуик». Агентство Ассошиэйтед Пресс вскользь заметило, что «девяносто процентов разговоров об искусственном спутнике Земли приходилось на долю США. Как оказалось, сто процентов дела пришлось на долю России». А знаменитый фантаст Рэй Брэдбери выразился так: «В ту ночь, когда спутник впервые прочертил небо, я глядел вверх и думал о предопределенности будущего. Ведь тот маленький огонек, стремительно двигающийся от края и до края неба, был будущим всего человечества…»
Запуск спутника, который человечество высокопарно назвало началом космической эры, и тогда, и позднее воспринимался как действительно великое достижение нашей цивилизации. И стало уже традицией ежегодно отмечать этот день — день запуска первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) — как первый «космический» праздник, ну а если речь заходит о круглых датах…
23–24 сентября 1982 г. в нашем городе прошла конференция, посвященная двадцать пятой годовщине со дня запуска первого ИСЗ. Пленарное заседание тогда прошло в актовом зале Академии наук на Университетской набережной Васильевского острова. Заседание вел заведующий кафедрой № 1 Ленинградского механического института — сегодня это кафедра «Ракетостроение» БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова — доктор технических наук, профессор В. В. Шкварцов, тогда выполнявший еще и обязанности председателя Секции истории авиации и космонавтики. Он охарактеризовал первую четверть века космической эры как время, когда человечество, говоря словами Циолковского, «робко проникло за пределы земной атмосферы». В ходе заседания В. В. Шкварцов, представляя доклады участников, предварял их короткими, точными и остроумными комментариями.
Основным докладчиком выступил лауреат Ленинской премии Б. В. Раушенбах, подробно рассказавший о создании первых баллистических ракет и ракет-носителей и особо подчеркнувший роль С. П. Королёва и его соратников в становлении практической космонавтики. Затем слово взял Герой Социалистического Труда В. И. Лавренец, который остановился на истории создания первых жидкостных ракетных двигателей для ракет-носителей, выделив при этом участие в работах сотрудников ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ), в начале тридцатых годов заложившей основы отечественного двигателестроения. Не менее интересным оказался доклад кандидата физико-математических наук А. И. Ефремова, главного конструктора прибора СП-65, первого в мире устройства для исследования рентгеновского излучения Солнца с борта второго советского ИСЗ. А. И. Ефремову удалось увлекательно рассказать о работах, проводившихся с конца пятидесятых до начала семидесятых годов, результатом которых стало создание научной аппаратуры для первых отечественных ИСЗ и спутников серии «Космос». Тогда подробная информация о первых советских приборах для исследования космического пространства впервые прозвучала публично.
В конференции приняли участие иностранные космонавты, совершившие к тому времени полеты по программе «Интеркосмос»: М. Гермашевский (Польша), З. Йен (ГДР), Д. Прунариу (Румыния), Б. Фаркаш (Венгрия), Ж. Гуррагча (Монголия), Фам Туан (Вьетнам). Все они поделились впечатлениями о космических полетах, причем каждый нашел для этого свои, отнюдь не шаблонные слова. Особо запомнилось выступление польского космонавта М. Гермашевского, который показал себя опытным оратором и получил наибольшее количество совсем не формальных аплодисментов.
От советских космонавтов на заседании выступил дважды Герой Советского Союза Г. М. Гречко. Как всегда, интересно, содержательно и остроумно. Он подчеркнул, что ему в жизни очень повезло, поскольку он участвовал и в работах по созданию первого спутника, и в его запуске, выполняя расчеты по заправке ракеты-носителя. Георгий Михайлович рассказывал о той своей работе, о забавных и грустных моментах, о том, что запомнилось ему на всю жизнь. Одной из самых дорогих наград, полученных им за годы работы в космонавтике, он назвал медаль «За трудовую доблесть», врученную ему за участие в том историческом запуске. В заключение Г. М. Гречко передал в дар Музею ГДЛ в Петропавловской крепости книги и документы, недавно побывавшие на борту орбитальной станции «Салют-7».
Мест в актовом зале академии для всех желающих не хватило: советская космонавтика была на подъеме, и у ленинградской научной общественности интерес к конференции был поистине огромный. Совсем не удивительно, что на этой конференции, состоявшейся четверть века назад, постоянно высказывалась мысль, сегодня, к сожалению, совсем не очевидная: близится время, когда исполнится мечта К. Э. Циолковского и человечество «распространится по просторам всей Вселенной».
…В 1970 г. в СССР вышла книга «Космическая эра. Прогнозы на 2001 год», содержавшая мнения западных аналитиков о развитии космонавтики, высказанные в мае 1966 г., и полная оптимизма и энтузиазма. Считалось, что «многократное использование космических аппаратов станет обычным в пилотируемых системах космического транспорта». При этом «с уверенностью можно сказать, что стоимость перевозки космического груза составит не более 20 долларов за 1 кг, то есть мы будем иметь экономически выгодные системы перевозок в космическом пространстве...»
Оптимизм аналитиков подкреплялся еще и тем, что прогнозы Жюля Верна всего за век с небольшим сбылись почти полностью. В той части, которая не противоречила законам природы. Ну а история самого молодого тогда вида транспорта — авиации — еще больше убеждала в скорой победе в космосе. Впервые человек поднялся в небо на аппарате тяжелее воздуха 17 декабря 1903 г., когда аэроплан конструкции братьев Райт оторвался от земли и после двенадцати секунд полета почти благополучно вернулся обратно. Прошло 50 лет, и количество пассажиров, ежедневно совершавших авиационные путешествия, приблизилось к миллиону…
Сегодня мы отмечаем 60 лет с начала космической эры. Всего в космосе за это время побывало немногим более 500 человек. Не миллионы, как в случае с авиа¬цией, или хотя бы тысячи. Доставить человека в космос могут только три страны, причем одна из них, Соединенные Штаты, вроде бы мировой индустриальный лидер, на несколько лет свернула свои пилотируемые полеты — нет необходимой техники.
Да, не оправдался ни один прогноз специалистов, не сбылись ожидания журналистов, и даже не скажешь, что «пока» не сбылись, настолько разительно отличается динамика первых десятилетий развития авиации и шестьдесят лет космических полетов. Если в шестидесятые и на заре семидесятых не жалели ни сил, ни средств «на космос», что и породило радужные прогнозы, то потом постепенно стала осознаваться вся сложность поставленных задач и их «космический масштаб». Окончательно добила оптимистов мировая экономика, отка-зывающаяся подчиняться логике и выкиды¬вающая постоянно что-то неожиданное, типа нефтяного кризиса начала семидесятых или всемирного финансового кризиса уже в XXI веке.
Как бы то ни было, сегодня стало ясно, что туристические путешествия по Солнечной системе, равно как и большие научные экспедиции, пилотируемые и беспилотные, отодвинуты на неопределенный срок. Энергетические возможности топлив почти исчерпаны, стоимость материалов с необходимыми конструктивными свойствами никак не желает снижаться, а число выявляемых опасных факторов космического полета увеличивается с каждым таким полетом.
И поэтому на повестке дня сегодня стоит задача — оценить свои возможности и наметить реальный, выполнимый план научных и технических работ в космосе. Иначе говоря, создать всеобъемлющую программу космических исследований, которая может быть выполнена и которая действительно принесет пользу, а не только повысит престиж человечества в своих глазах. Задача важная хотя бы потому, что ее решение во многом определит дальнейшие пути развития человечества, хочет оно этого или нет.
«Подними голову!» — предлагает лозунг юбилейного космического года. Действительно, голову поднять стоит. Как писал Р. Брэдбери: «Тот огонек в небе сделал человечество бессмертным».

Михаил ОХОЧИНСКИЙ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~zw6ZB