Парк Китайско-восточной железной дороги

 

6 Июля 2017

Парк Китайско-восточной железной дороги

В городе Харбин (КНР) на берегу реки Сунгари несколько лет назад был создан большой инженерно-исторический комплекс — Парк Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).

Идея парка, отражающего историю создания КВЖД в специальном музее и натурных экспонатах, выставленных на открытой площадке, зародилась в городе несколько лет назад и была реализована в процессе строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Харбин — Цицикар длиной 280 км. Построенный в 1901 г. однопутный железнодорожный мост через реку Сунгари, по которому проходила линия КВЖД из Харбина в Маньчжурию, явно не подходил для решения задач высокоскоростного движения. При проектировании ВСМ ее трассу сместили параллельно существовавшей железной дороги вниз по течению реки примерно на 100 м, и на ней соорудили новый четырехпутный арочный железобетонный мост, рассчитанный в числе прочего и на движение высокоскоростных поездов.
В 2014 г. по новому мосту открыли движение, но старый мост не демонтировали. Объявленный техническим памятником — историческим объектом КВЖД мост был в 2008 г. включен в Третью Всекитайскую перепись памятников культуры. После ремонта и незначительного переоборудования, касающегося соблюдения норм безопасности, мост был превращен в пешеходный. При этом на нем сохранили рельсовое железнодорожное полотно на деревянных мостовых брусьях с устройством вровень с рельсами резинокордового тротуарного мощения — комфортного и безопасного для пешеходов. На нескольких участках моста поверх рельсошпальной решетки уложили покрытие из специального прочного стекла, которое дает возможность видеть устройство железнодорожного пути на мосту, а также взглянуть вниз на протекающую под мостом реку с высоты в несколько десятков метров. На мосту сохранены караульные будки, имитация воздушной линии связи ХХ столетия и другие исторические элементы.
Территория вблизи старого моста постепенно обустраивается и наполняется объектами историко-культурного парка. Воссоздано построенное в 1910-е гг. в стиле модерн здание железнодорожного вокзала. Оно предназначено для размещения будущего музея КВЖД. На отрезки пути вблизи вокзала уже размещены паровоз типа 1-4-1 и другие экспонаты.
На подходе к мосту воссоздан участок пассажирской платформы с навесом, на которой, будто бы в ожидании поезда, расположилась отлитая в бронзе скульп¬турная группа пассажиров и железнодорожник.
Создание музея КВЖД является одним из запланированных совместных проектов Народного правительства Харбина и Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС). В библиотеке ПГУПС, других библиотеках и музеях Санкт-Петербурга находится много материалов о проектировании и сооружении КВЖД. Российские историки совместно с китайскими коллегами планируют работать над проектом экспозиции музея.
18 апреля ректор ПГУПС А. Ю. Панычев и начальник Управления учебных заведений и правового обеспечения Росжелдора Г. В. Меркулов, находясь с визитом в Харбине, посетили парк КВЖД и ознакомились с этим, безусловно, интересным объектом технического наследия.

Максим НИКОНОВ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~w2DNB