Новая жизнь Запасного дома Зимнего дворца

 

30 Апреля 2017

Новая жизнь Запасного дома Зимнего дворца

4 апреля руководство Государственного Эрмитажа во главе с генеральным директором М. Б. Пиотровским провело пресс-тур, посвященный окончанию реставрационных работ и приспособлению под Лабораторно-хранительский и административный корпус Запасного дома Зимнего дворца, расположенного на Дворцовой набережной в доме под номером 30. Здание построено по проекту архитектора Николая Беккера и известно петербуржцам как дом Скляева или особняк Менгдена.

Выступая перед журналистами в Зале совета министров эпохи Витте, генеральный директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский отметил: «У этого дома большая история. В подвалах — остатки петровских времен. Эти стены видели С. Ю. Витте, Е. В. Тарле. Здесь жили члены-корреспонденты Академии наук, эрмитажники К. В. Тревер и А. Ю. Якубовский, в другой части жили знаменитый арабист О. Г. Большаков, известный нумизмат И. Г. Спасский. Дом этот был передан Эрмитажу достаточно давно, здесь располагались его службы. Наша стратегическая идея — не расширение, а создание места, куда можно перевезти часть вещей, чтобы освободить Зимний дворец. Для этого реконструировался Главный штаб, куда переехало новое искусство, и было открыто новое фондохранилище».
В 2001 году Запасной дом включили в список объектов культурного наследия частично, лишь в 2012 Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников признал памятником регионального значения все здание, тогда же начались восстановительные работы. Была проведена масштабная реставрация: комплексные мероприятия по усилению несущих конструкций, увеличение площади за счет пристройки новых внутренних объемов, перепланировка, устройство лифтов, инженерное оснащение в соответствии с современными требованиями размещения лабораторий и хранилищ. Были отреставрированы элементы здания по Дворцовой набережной и Миллионной улице, исторические интерьеры, изразцовые печи и камины, мраморные подоконники, декоративные ограждения лестниц, металлические ворота со стороны набережной, воссоздан художественный паркет в парадных помещениях.
Археологические исследования во время проведения работ позволили уточнить хронологию сооружения и перестройки дома, выявить способы возведения конструкций и строительные приемы, периоды перепланировки.
Главный архитектор В. П. Лукин показал журналистам уникальные подвальные помещения со стороны Дворцовой набережной. В них сохранились клинчатые кирпичные перемычки проемов, кованые петли и гнезда тех времен. Раскрытие и музеефикация этих помещений позволили увидеть, как выглядела кирпичная кладка первой трети XVIII века.
Заведующий отделом истории русской культуры В. А. Фёдоров проводил журналистов в помещение, где находился кабинет министра финансов С. Витте. Во втором его кабинете разместится зал для проведения конференций, совещаний и т. д.
Об особой гордости Государственного Эрмитажа — Лаборатории научной реставрации восточной живописи, разместившейся в Запасном доме, рассказала ее заведующая Е. Г. Шишкова. Лаборатория относится к отделу научной реставрации и консервации музея и выполняет планомерные работы по реставрации живописи стран Азии и Востока из собрания отдела Востока, которое насчитывает более трех тысяч объектов. Здесь реставрируют китайские произведения живописи на шелке и бумаге, клеевую живопись на холсте — буддийские тангка из Китая, Тибета, Монголии, Бурятии, а также клеевую живопись на хлопке с островов Малайского архипелага. Это уникальная лаборатория, не имеющая аналогов в мире. Оборудование, мебель, освещение — в новом помещении предусмотрено все для максимально комфортной и плодотворной работы сотрудников. Стоит отметить, что здесь помимо прочего готовят уникальные кадры, самые талантливые проходят стажировку за границей, именитые зарубежные специалисты проводят мастер-классы для начи­нающих реставраторов.
О работе отдела научно-технологической экспертизы рассказал его заведующий А. И. Косолапов. Его сотрудники используют уникальное оборудование, подобное тому, что установлено в лучших европейских и американских лабораториях данного профиля. Здесь с помощью естественно-научных методов и аппаратуры исследуются картины, скульптуры, произведения графики, керамика, стекло, фарфор, нумизматические и археологические памятники. Журналистам продемонстрировали приобретенные специально для новых помещений сканирующий электронный микроскоп Zeiss EVO MA25, который способен анализировать состав по химическим элементам, а также рентгеновский дифрактометрRigaku D/maxRapid II. Высокая квалификация сотрудников и современное оборудование позволяют не только проверять подлинность произведений искусства, но и атрибутировать имеющиеся памятники, а также принимать активное участие в реставрации и разрабатывать новые технологии.
Наконец в Запасной дом в полном составе переехал отдел античного мира (администрация и хранилища). После окончания подготовительных работ здесь откроются три новые постоянные выставки. Планируется, что первая, посвященная античной глиптике (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях — геммах), откроется в декабре этого года. На третьем этаже Запасного дома размещено более 50 тысяч археологических памятников, для каждой коллекции создано отдельное хранилище, оснащенное специальным оборудованием. Предусмотрены не только наилучшая сохранность и учет памятников, но и возможность их экспонирования. Предполагается, что хранители коллекций будут проводить здесь занятия для студентов, учащихся, специалистов. Таким образом, для знакомства и дальнейшего изучения будут впервые открыты археологические коллекции Пантикапея, Мирмекия, Нимфея, Таманского полуострова и др.
Завершая пресс-тур, М. Б. Пиотровский сказал: «Эрмитаж — это такой музей, который обречен на то, чтобы создавать музейную культуру и музейную моду в мире и России. Все те наши стройки, которые мы одна за другой показываем, это как раз и есть способ того, как сочетать существующие традиции, возможности, российские и западные, и как из этого создавать нечто совершенно новое. Потому что наше открытое фондохранилище в Старой Деревне — принципиально новое… Сам тип хранилища, архитектура там тоже принципиально новые. В работе со старым мы тоже создаем культуру… Стены должны сохраниться на будущее, это то, что называется права культуры… Мне кажется, что мы создаем образец музейной культуры во всех аспектах, технических и остальных тоже».

Ксения ИВАНОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~g43pQ