К столетию первой публикации проекта воздухоплавательного прибора системы Н. И. Кибальчича

 

8 Апреля 2018

К столетию первой публикации проекта воздухоплавательного прибора системы Н. И. Кибальчича

В начале 1918 г. в Петрограде при разборе разгромленного «революционной толпой» архива Департамента полиции было обнаружено письмо, написанное за несколько дней до казни революционером-народовольцем Николаем Ивановичем Кибальчичем. Находку передали в редакцию журнала «Былое», который в то время регулярно печатал различные документы и материалы по истории русского освободительного движения.

Письмо Н. И. Кибальчича, содержавшее проект некоего летательного аппарата, было решено опубликовать, но для научного комментария, относящегося именно к сугубо технической стороне дела, требовался консультант. В качестве такового издатели журнала пригласили Николая Алексеевича Рынина, профессора Института инженеров путей ¬сообщений, уже ставшего в Петрограде того времени признанным авторитетом в вопросах воздухоплавания и авиации («Санкт-Петербургский вестник высшей школы» писал об этом замечательном человеке в связи со 140-й годовщиной со дня его рождения, см. № 1 за 2018 г.).
Н. А. Рынин, изучив материалы, дал весьма благожелательный отзыв, и в № 9–10 (книга 4, апрель-май) журнала «Былое» за 1918 г. письмо-проект Н. И. Кибальчича было опубликовано. В качестве развернутого комментария в журнале шла статья Н. А. Рынина «О проек¬те воздухоплавательного прибора системы Н. Кибальчича», в которой автор оценил ¬проект с технической точки зрения. Говоря об изложенных Кибальчичем технических предложениях по устройству «воздухоплавательного прибора», он пишет: «…Кибальчич дает лишь идею устройства и действия прибора, не подтверждая практическую осуществимость его ни расчетами, ни конструктивными чертежами — недостаток, свойственный многим, недостаточно технически образованным изобретателям...», отметив при этом, что сами по себе технические идеи Кибальчича представляют большой интерес. Затем Н. А. Рынин привел и критические замечания по конструкции ракетной системы, предложенной Кибальчичем. Замечания, вполне грамотные с современных позиций ракетной техники. Это, в частности, «быстрое нагревание стенок цилиндра и трудность их охлаждения», «трудность регулировки эффекта взрыва», «значительная быстрота сгорания смеси», «большое сопротивление движению представляет платформа, на которой располагается воздухоплаватель».
По тексту этой статьи-комментария заметно, что Н. А. Рынин действительно внимательно следил за публикациями, в том числе и зарубежными, посвященными истории авиации, или, если говорить более широко, истории полетов человека. Так, определяя место проекта Кибальчича в истории науки¬ и техники, он упоминает об изданной в Лондоне книге «Aerial Russia» (1916), цитируя фрагмент этого издания, и сегодня достойный упоминания: «Зародыш русской авиации следует отнести к началу царствования императора Александра III, который наследовал в 1881 году своему убитому отцу. Говорят, что один из убийц Александра II — освободителя, искусный инженер и математик Кибальчич, будучи заключен в Петропавловской крепости, разрабатывал проект воздушного корабля. После казни Кибальчича этот ¬проект был представлен на усмотрение военного министра, генерала Ванновского, который сильно заинтересовался этим ¬проектом». Следующий затем перечень работ в области реактивного полета, упоминаемых Рыниным, показывает немалую осведомленность автора статьи в данном вопросе. Рукописные пометки Рынина в экземпляре журнала, хранящемся сегодня в архиве РАН, еще больше удлиняют этот список.
И далее Н. А. Рынин делает важный вывод: «…насколько мне удалось разобраться в русских и иностранных сочинениях по воздухоплаванию, за Н. И. Кибальчичем должен быть установлен приоритет в идее применения ¬реактивных двигателей к воздухоплаванию». И отмечает: «…в идее, правда, практически еще не осуществленной, но в основе правильной и дающей заманчивые перспективы в будущем, в особенности если мечтать о межпланетных путешествиях».
Грамотный технический комментарий, содержавшийся в статье Рынина, позволил выделить приоритет предложений Н. И. Кибальчичем и дать «путевку в жизнь» этой ¬научной работе, о которой долгие годы было почти ничего не известно. И одновременно статья Н. А. Рынина определила достойное место проекта «воздухоплавательного прибора Н. И. Кибальчича» в истории технических систем, предназначенных для полета человека.

Михаил ОХОЧИНСКИЙ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~jrgih