Из Института инженеров путей сообщения — в космос

 

1 Февраля 2018

Из Института инженеров путей сообщения — в космос

23 декабря исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося выпускника Института инженеров путей сообщения (ИИПС) Николая Алексеевича Рынина — инженера путей сообщения, основоположника советской инженерной графики, воздухоплавателя со званием пилота-аэронавта, основоположника подготовки инженеров воздушного флота, доктора технических наук, профессора.

Биография и творческий путь Николая Алексеевича подробно описаны в монографии профессора Б. Ф. Тарасова, много лет заведовавшего кафедрой начертательной геометрии и графики нашего вуза. Чертежный зал кафедры носит имя Н. А. Рынина, который возглавлял ее с 1918 по 1930 г.
Николай Алексеевич Рынин родился 11 (23) декабря 1877 г. в Москве, в 1886 г. окончил симбирскую гимназию с хорошими и отличными оценками. Летом того же года он сдал конкурсные экзамены и поступил в ИИПС.
Учась в вузе, во время прохождения практик Рынин приобретает опыт как в России, так и за рубежом — во Франции, Финляндии, Швейцарии, Англии. На V курсе он выполняет курсовую работу на реальную тему проектирования ледореза моста через реку Урал — 30 (!) листов чертежей и пояснительная записка. В это же время он и сам консультирует в чертежном зале студентов по курсовым и дипломным проектам.
В 1901 г. Николай Алексеевич оканчи¬вает наш вуз третьим по успехам среди 177 выпускников. Знания и опыт, полученные Рыниным за время обучения в вузе под руководством выдающихся преподавателей и ученых, позволили раскрыться его таланту инженера и педагога. После окончания вуза Н. А. Рынин совмещал работу на Нико¬лаевской железной дороге с преподаванием начертательной геометрии и строительной механики в ИИПС.
С 1907 г. началось увлечение Николая Алексеевича воздухоплаванием. Тогда он совместно с профессором ИИПС Н. Н. Митинским принял активное участие в создании Имперского Всероссийского аэроклуба (ИВАК), а в 1908 г. они создали в институте воздухоплавательный кружок. В 1910 г. Рынин установил рекордный подъем на воздушном шаре (6400 м) и получил звание пилота-аэронавта; в 1911 г. он получил право управления аэропланом и звание пилот-авиатор. С 1909 г. Н. А. Рынин начал читать в ИИПС лекции по воздухоплаванию и предложил проект аэромеханической лаборатории.
В 1920 г. по инициативе Николая Алек¬сеевича в ИИПС был создан факультет воздушных сообщений, деканом которого он был до 1928 г. А в 1921 г. Рынин был утвержден профессором воздушных сообщений.
В 1930 г. на базе факультета воздушных сообщений ИИПС был образован Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, куда в 1931 г. Николай Алексеевич перешел заведовать кафедрой воздушных сообщений. В 1936 г. он был утвержден в ученом звании доктора технических наук.
С начала 1920-х гг. Николай Алексеевич начинает заниматься проблемами ракетной техники и космических полетов. Им написано около сорока работ по этой теме. Еще в 1918 г. ему одному из первых попадает на техническую экспертизу проект космической ракеты Н. Кибальчича. Особое место в трудах Н. А. Рынина занимает его космическая энциклопедия «Межпланетные сообщения», содержащая девять томов общим объемом 1608 страниц и 976 рисунков, выпущенная с 1928 по 1932 г.
Николай Алексеевич был знаком с выдающимися учеными и конструкторами в области аэронавтики, такими как К. Э. Циол¬ковский, Н. Е. Жуковский, И. И. Сикорский, А. М. Кованько. С ними он встречался в апреле 1914 г. на III Всероссийском воздухоплавательном съезде, проводившемся в актовом зале ИИПС. Именно о Н. А. Рынине Циолковский написал: «Рынин своими прекрасными работами <...> особенно способствовал распространению идей звездоплавания».
Николай Алексеевич Рынин, к сожалению, не увидел триумфа нашей космонавтики — запуска 4 октября 1957 г. первого в мире советского искусственного спутника Земли. Он умер во время войны, 28 июля 1942 г., после эвакуации в Казань, где и похоронен на Арском кладбище. Имя его навсегда вошло в историю отечественной науки. За большие заслуги в развитии ракетной техники и космонавтики именем Рынина назван один из кратеров на обратной стороне Луны.

Г. А. ПОПОВ,
ветеран ПГУПС
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~RHreB