Dance Open: сохраняя традиции

 

2 Мая 2018

Dance Open: сохраняя традиции

2 апреля в Radisson Royal Hotel прошла пресс-конференция, посвященная открытию XVII сезона Международного фестиваля балета Dance Open. В ней приняли участие и рассказали о том, что привлекает в наш город поступающих в балетные школы и состоявшихся хореографов, руководитель фестиваля Dance Open Екатерина Галанова, заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Фёдор Болтин, художественный руководитель балета Екатеринбургского театра оперы и балета, Вячеслав Самодуров, Эльвира Тарасова, заслуженная артистка России, педагог-репетитор Мариинского театра, Людмила Бударина, заместитель директора Санкт-Петербургского филиала Госфильмофонда России.

В этом году фестиваль Dance Open вошел в обширную программу празднования 315-летия со дня основания Санкт-Петербурга. В своем вступительном слове Фёдор Болтин сказал: «Когда Комитет по культуре готовил большую программу мероприятий, у нас не было никаких сомнений, что именно Dance Open должен стать одним из знаковых событий всей праздничной программы. Конечно, это праздник хореографического искусства, объединяющий разные балетные традиции. Dance Open объединяет все диалекты универсального языка танца. Немаловажен и тот факт, что фестиваль проходит в год 200-летия Мариуса Петипа, и в Петербурге этому событию уделяют особое внимание». Надо отметить, что XVII сезон фестиваля открывает балет «Тщетная предосторожность» в исполнении артистов Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета (поменявшего свое название на «Урал Опера Балет», о чем и было объявлено на пресс-конференции) в постановке петербургского хореографа и реконструктора классики Сергея Вихарева и Павла Гершензона. Этот балет в 1885 году был возрожден Мариусом Петипа и Сергеем Ивановым. В год 200-летия Мариуса Петипа организаторы фестиваля в очередной раз повторяют: «Убеждать кого-либо, что основа развития хореографии лежит в преемственности поколений, как-то даже неловко».
Екатерина Галанова выразила благодарность Комитету по культуре и правительству города, при содействии которых программа фестиваля в этом году была расширена в два раза по сравнению с предыдущим годом, и рассказала о новшестве — по просьбе многочисленных любителей балета в программе фестиваля организован лекционный клуб Dance Open. «Те наши зрители, которые не просто хотят посмотреть балет, но и узнать что-то интересное, например, чем отличается петербургская школа от московской, существует ли лжевагановская школа и что с этим делать, могут узнать это, прослушав лекции в нашем клубе», — заявила Е. Галанова.
Мастер-классы фестиваля в этом году открывает Эльвира Тарасова, которую представили как одного из самых авторитетных женских балетных педагогов в мире. Вот что она рассказала о философской основе мастер-классов Dance Open: «Уроки фестиваля — это наша основа. Для меня они важны, так как это пропаганда нашей вагановской школы. На мой взгляд, до сих пор самой лучшей школы в мире, потому что А. Я. Вагановой удалось отобрать, усмотреть то, что заставляет именно наш танец быть свободным, техничным, красивым, координированным. Это самое ценное, и я хочу быть продолжателем этого дела и до сих пор учусь и стараюсь сохранять наши традиции». Эльвира Тарасова ответила на вопросы нашей газеты об особенностях петербургской балетной школы, а также о качестве подготовки молодых танцовщиков. «На мой взгляд, вагановская школа — наиболее полноценная, это действительно целая наука. Наша фишка — руки, а также общая координация танцовщика (голова-руки-ноги). Ничего подобного я никогда в мире не видела. В той или иной школе мы видим крепкие ноги, безупречную мелкую технику. Но именно А. Я. Ваганова смогла все это объединить. Мы должны беречь и сохранять нашу школу. Можно что-то добавлять, но менять ничего нельзя. Что касается молодых танцовщиков, которые приходят в театр, могу однозначно сказать, что руки стали хуже. Страдает также наша известнейшая координация, которой гордится петербургская школа. С чем это может быть связано? Надо на уроках в школе уделять этому больше внимания. Нам приходится уже здесь, в театре, уделять этому много времени на уроках классики. При этом в театре это должен быть урок усовершенствования, а не обучения. Обучают, изучают именно в школе, а в театре только совершенствуют технику. Однако нам приходится сейчас очень много на уроках фактически изучать, мы останавливаем урок и изучаем», — заявила она.
В ходе пресс-конференции Людмила Бударина рассказала о старте работ по формированию коллекции раритетных записей балетов и их оцифровке. Весьма вероятно, что первый фестиваль документального кино о балете пройдет уже в XVIII сезоне Dance Open. «С 1913 года Госфильмофонд собирал и сохранял потрясающие страницы русского балета, — заявила Л. Бударина в своем выступлении. — На будущий год, я надеюсь, мы выберем программу самых лучших или самых неизвестных фильмов, отреставрируем, оцифруем и покажем их в рамках фестиваля — это будет новая жизнь этих фильмов». Людмила Бударина рассказала также и о том, что в советское время снималось много фильмов-балетов именно для того, чтобы как можно больше зрителей могли прикоснуться к шедеврам, увидеть потрясающих исполнителей. Сегодня телевидение очень нуждается в контенте такого высокого качества. Екатерина Галанова отметила, что эти фильмы не только эстетический, но и бесценный учебный материал для профессионалов. По ее мнению, этот материал будет разумно сделать если не обще-, то легкодоступным хотя бы для профессионалов. Dance Open начался с учебных программ, и сегодня организаторы с уверенностью говорят о том, что в их планы входит сохранение этой учебной составляющей, а также истории балета, которая поможет в формировании его блестящего будущего.

Евгения СОБОЛЕНКО
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~FSDjG