Балет и кинематограф

 

6 Декабря 2017

Балет и кинематограф

В рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума со¬стоялся круглый стол «Балет и кинематограф», модератором которого выступил ректор Академии русского балета Николай Цискаридзе. Участники круглого стола — режиссер Алексей Учитель; актриса Галина Тюнина; блистательный советский и российский танцовщик, балетмейстер, хореограф, театральный режиссер Владимир Васильев; мастер балетной фотографии, автор и оформитель многочисленных книг и альбомов, посвященных балетному искусству, Нина Аловерт; искусствовед и балетовед Лариса Абызова, балетный критик, искусствовед Екатерина Белова.

Сколь бы ни был велик риск посвятить основную дискуссию нашумевшей «Матильде», тем более в присутствии ее создателя, участники круглого стола ему не поддались. Спектр обсуждаемых тем был обширен и, что куда более важно, — интересен. Почему балет так притягателен для кинематографа? Имеет ли право режиссер создавать художественное произведение по мотивам биографий реальных людей? Стоит ли вообще приподнимать завесу тайны над балетным миром и его закулисьем? Может ли драматическая актриса убедительно сыграть балерину? И наоборот — может ли балерина убедительно смотреться на киноэкране? Стоит ли в современном кинематографе показывать балет прошлого и не разочарует ли он современного зрителя, привыкшего к иной эстетике? Почему умер жанр телевизионного балета и как его возродить?
Безусловно, любопытство публики, пришедшей на это мероприятие, было удовлетворено. Дискуссия о «Матильде» состоялась. «Любое художественное произведение — это прежде всего художественное произведение. Конечно, его создает большая команда людей и соз¬дает его так, как они видят историю, ту или иную ситуацию», — высказал свое мнение о «Матильде» Н. Цискаридзе. Он также рассказал о том, что Алексей Учитель, создавая фильм, обращался в Академию русского балета, где ему многое рассказали о том, как строилась в те годы жизнь в тогда еще театральном училище. Причем Н. Цискаридзе отметил, что А. Учитель был не единственным режиссером, обратившимся в академию с похожим запросом. Это сделал в числе других английский актер и режиссер Рэйф Файнс, который сейчас снимает фильм о Рудольфе Нурееве. В недавно вышедшем фильме Валерия Тодоровского «Большой» одну из главных ролей сыграла Алиса Фрейндлих, которая в течение нескольких месяцев посещала академию, присутствовала на занятиях в разных классах, делала записи и вы¬страивала свою работу над ролью с помощью этих записей и личных бесед с ректором. Алексей Учитель рассказал о том, что он с самых первых шагов в кино обращался к миру балета. Его первая работа, еще как оператора, посвящена балерине Ирине Колпаковой. Одна из первых режиссерских работ — «Мания Жизели» о балерине Ольге Спесивцевой с Галиной Тюниной в главной роли. «Я там столкнулся первый раз с тем, сколько известных и не самых известных балерин хотели сниматься в роли главной героини. Я пробовал всех и понимал, что это невозможно. И не потому что они неталантливы, а потому что в фильме помимо балетного мастерства требуется и актерское, а это редко сходится», — заявил режиссер. Балетмейстером картины стал главный балетмейстер Пермского академического театра оперы и балета Алексей Мирошниченко. В фильме снялась почти вся труппа театра, а также ученицы Пермского государственного хореографического училища, среди которых и дублерша Михалины Ольшанской — Матильды в балетных сценах.
Когда только появились первые фильмы о балете, дискутировали о том, стоит ли вообще показывать закулисье балетного мира. И Владимир Васильев стал одним из тех, кто в числе первых приоткрыл эту тайну, за что в свое время его многие порицали. И на круглом столе он довольно экспрессивно, в свойственной ему резкой и прямой манере высказал свое мнение о трехминутном ролике из «Матильды». По его мнению, если бы создатели сняли фильм о великой танцовщице, прообразом которой была бы Матильда Кшесинская, то это было бы замечательно. «А когда мы создаем фильм, который диктует нам, какой она была, то это заведомо неблагодарная затея, это все равно будет фальшиво», — подытожил В. Васильев. Вступив в дискуссию, А. Учитель возразил: «Это картина прежде всего о наследнике, а не о Матильде Кшесинской, это совсем другой ракурс». На что ему справедливо возразили, что в таком случае фильм не стоило называть именем балерины, а также привели пример, что в аналогичном случае Борис Эйфман не счел возможным называть имя Ольги Спесивцевой в своем балете «Красная Жизель». В действующих лицах эта героиня значится просто как Балерина. Одни из самых важных слов, которые прозвучали во время дискуссии, принадлежали Галине Тюниной: «Должно быть чувство художественного такта, когда ты прикасаешься к чьей-то судьбе».
На интересную дилемму обратила внимание Нина Аловерт: «В показанном нам отрывке есть показательный момент — танец Кшесинской. Ничего подобного Кшесинская делать не могла, она принадлежала к другому времени, другой балетной технике. Для фильма это неважно. Мы не можем сейчас показать на экране невысокую коротконогую полногрудую женщину. Она должна быть красивой с нашей точки зрения. И это очень интересный момент. Меня интересует, можно ли оставить в фильме балет прошлого?» Как рассказала Н. Аловерт, Сергей Дягилев совершенно провидчески не разрешил снимать Вацлава Нижинского в кино. Он был гениален для своего времени, но совершенно не исключено, что мы, современные зрители, были бы разочарованы, увидев его в движении. «Меняется эстетика, стиль исполнения. Можно ли оставить в фильме то, чем восхищались в свое время? Это в глазах зрителя будущего может оказаться не таким замечательным. То лучшее, что остается от классического балета прошлого, — это легенда и фотография», — счи¬тает Н. Аловерт.
В завершении круглого стола Екатерина Белова обратилась к теме телевизионного балета. «Наш кинематограф, экранизируя лучшие балетные спектакли, не создал самостоятельного оригинального жанра. В его создании — огромная заслуга именно телевидения. И, в частности, низкий поклон Ленинградской студии телевидения и Ленфильму. Уникальные ленты, самые известные телевизионные балеты “Галатея”, “Старое танго” и “Анюта” созданы именно здесь», — заявила она. Телевизионный балет «Анюта» — уникальное явление. Этот балет шагнул с экранов на сцену. Большая заслуга в создании телевизионного балета как отдельного жанра на советском телевидении принадлежит режиссеру и сценаристу Александру Аркадьевичу Белинскому. По словам Е. Беловой, сегодня этот жанр больше не существует. И большая радость, что он так или иначе продолжается в кино.

Евгения СОБОЛЕНКО
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: http://www.nstar-spb.ru/~ceRFM